Стратегическое управление представляет собой процесс определения цели, принятия стратегического решения в виде программы или плана, реализации этой программы и управления в процессе реализации.
В процессе реализации стратегического решения формируются следующие задачи:
1. Определения цели;
2. Формирования программы или плана;
3. Разработка алгоритма выполнения программы;
4. Формирования организационной структуры, обеспечивающей выполнение программы;
5. Определение и нахождение необходимых источников финансирования;
6. Реализация стратегических программ, включая контроль за ходом реализации;
7. Корректировки стратегии в зависимости от изменения ситуации.
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им миccии предприятия и стратегических целей в любой области деятельности. Стратегическая программа или план представляет собой технологический документ, предусматривающий постановку цели, конкретную постановку задачи, срок ее исполнения, назначение ответственных за реализацию цели и решение задачи, источники финансирования, алгоритм решения задачи и получение необходимого результата. Программа должна создаваться на обоснованных расчетах. В противном случае программа представляет концепцию деятельности, что влечет большую неопределенность.
|
|
Виды стратегий: стратегия сохранения экосистемы; стратегия повышения качества жизни; стратегия развития отдельных отраслей, регионов, предприятий и др. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем.
В реализации стратегического решения какой-либо проблемы прослеживается следующая цепочка:
1) формулирование цели инвестора или социально-экономической системы, например, - получение прибыли;
2) определение набора идей по достижению цели или направлений вложения инвестиций;
3) сегментация рынка, определение потребностей и нахождение ниши, где возможно реализовать идею;
4) формулирование конкретных функций по удовлетворению потребностей;
5) анализ альтернативных вариантов и выбор конкретного объекта, который мог бы выполнять заданные функции;
6) изготовление объекта;
7) реализация объекта и достижение поставленных целей.
Если сформулировать рассмотренную цепочку в нескольких словах, то она будет следующей: цель → идея → ниша на рынке → функции → объект → результат.
Актуальность стратегического менеджмента подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
1) правильного установления конечных целей и
2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
Главное внимание в стратегическом менеджменте уделяется повышению обоснованности, качества и эффективности стратегического управленческого решения.