Размещение производственных и сервисных объектов

Где следует расположить завод или предприятие, оказывающее услуги? Этот вопрос стал главным в стратегии производственных и сервисных фирм в век глобальных рынков и глобального производства.

Факторы размещения производственных объектов

Размещение производственных объектов является общей проблемой как для новых, так и для уже существующих производств, причем в достижении успеха решающую роль играет планирование.

1. Близость к потребителям. Близость к рынку приобрела особое значение из-за возросшей ответственности перед потребителем. В результате близость к потребителю позволяет быстро поставлять товары и гарантирует, что интересы потребителей будут быстрее учтены при создании новых видов товаров.

2. Деловой климат - сопоставимая по масштабу предпринимательскую деятельность, присутствие компаний, работающих в той же отрасли, а в случае зарубежного размещения — присутствие других иностранных компаний. Кроме того, успех определяется наличием надлежащего законодательства в сфере бизнеса, поддержкой предпринимательской деятельности местными органами управления, предоставление субсидий, налоговых льгот и т.д.

3. Общие издержки. Цель размещения состоит в выборе места с самыми низкими общими издержками. В них включают региональные издержки и внутренние и внешние издержки распределения. Региональные затраты состоят из стоимости земли, сооружений, оплаты рабочей силы, налогов и энергетических затрат. Также существуют скрытые издержки, трудно поддающиеся учету. К ним относятся:

• чрезмерное перемещение материальных ресурсов между различными посредниками до конечного потребителя,

• ослабление ответной реакции потребителя из-за удаленного местонахождения рынка потребления.

4. Инфраструктура - необходимо наличие разветвленной транспортной системы (автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта), а также обеспечение потребностей в электроэнергии и телекоммуникациях. Готовность местного руководства инвестировать в современную инфраструктуру также может стимулировать выбор конкретного места расположения производства.

5. Качество профессиональной подготовки рабочей силы - образовательный и профессиональный уровни местных работников должны соответствовать требованиям компаний, причем даже еще важнее готовность и способность к обучению.

6. Поставщики. Наличие высокопрофессиональной и конкурентоспособной сети поставщиков — одно из условий успешного размещения. Близость предприятий главных поставщиков также позволяет использовать методы организации производства с неполной загрузкой производственной мощности (JIT).

7. Местонахождение других объектов компании. Расположение других предприятий или центров распределения компании может повлиять на выбор местоположения нового отделения компании.

8. Зоны свободной торговли. Зоны иностранной торговли внутри страны, называемые зонами свободной торговли, — это обычно закрытые регионы, находящиеся под надзором таможенной службы, в которых товары иностранного производства продаются без обычных таможенных формальностей. В настоящее время количество особых экономических зон в США – свыше 100; В Южной Корее – 170 особых зон; в Великобритании – около 30, в Китае – около 4 500 предприятий работают в особых экономических зонах, объем иностранных инвестиций в китайские свободные зоны – свыше 30 миллиардов долларов, объем промышленного производства - свыше 40 миллиардов долларов. В зонах свободной торговли предприниматели могут использовать импортные комплектующие в готовых изделиях и получать отсрочку по выплате таможенных сборов до момента доставки изготовленной продукции в страну-потребитель.

9. Политический риск. Быстро меняющиеся геополитические обстоятельства во многих странах предоставляют новые возможности. Но затянувшееся проведение реформ, наблюдающееся во многих странах, чрезвычайно затрудняет принятие решения в пользу размещения в этих регионах. На решение о размещении влияет политический риск как в стране размещения, так и в стране-доноре. Пример – Грузия и Россия, Прибалтика и Россия.

10. Государственные барьеры. В настоящее время во многих странах законодательно сняты барьеры на вход в отрасль и на размещение производств. Но при планировании размещения следует учитывать многие неюридические и культурные барьеры.

11. Торговые союзы. Торговые соглашения влияют на решения о размещении как в странах, подписавших это соглашение, так и за их пределами. Фирмы обычно размещают или переразмещают свои подразделения в пределах стран этого союза, чтобы воспользоваться преимуществами новых рынков или более низкими общими издержками, которые стали возможны благодаря данному торговому соглашению. Другие компании (не вошедшие в данный союз) принимают решение о своем размещении в странах — членах союза с учетом необходимости конкурировать на новом рынке. Пример - ВТО, ЕС.

12. Экологические требования. При принятии решения о размещении следует учитывать воздействие некоторых отраслей промышленности на окружающую среду. Помимо ощутимых финансовых последствий, это влияет на взаимоотношения с местным населением. Красноярск - Ферросплавный завод, Железногорск – ГХК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: