Практика инновационного менеджмента использует разнообразные приемы и методы для продуцирования новаций на разных стадиях инновационного процесса.
Технология управления инновационным процессом охватывает
- методы обработки информации,
- методы принятия управленческих решений,
- методы генерирования инновационных идей,
- разработка последовательности процесса создания нового продукта или нового процесса,
- приемы влияния на потребителей нового продукта.
Источники инновационных возможностей
В практике менеджмента наработано немало рекомендаций относительно поиска источников новых возможностей организации. Потребность в инновациях возникает по разным причинам. Тем не менее, подход к поиску новых идей, обусловленный лишь проблемами, тормозит развитие организации. Поэтому менеджеры должны уметь находить возможности, которые кроются в объединении нового состояния внешней среды и потенциала организации, т.е. работать на опережение.
Конкурентные преимущества — характеристики предприятия, его продукции или услуг, которые обеспечивают ему определенные преимущества над конкурентами.
|
|
Эти преимущества обусловленные разными факторами. Американский специалист в области стратегического управления М. Портер главными среди них считает:
- новые технологии;
- новые запросы покупателей;
- появление нового сегмента рынка;
- изменение стоимости или наличия компонентов производства.
Учитывая значимость для организации, ее конкурентные преимущества разделяют на два типа:
— Преимущества низкого ранга, связанные с доступностью источников сырья, наличием дешевой рабочей силы, получением временных налоговых льгот и т.п.. Они неустойчивые, поскольку могут быть скопированы конкурентами.
— Преимущества высокого ранга, связанные с наличием у предприятия квалифицированного персонала, способного использовать современные технологии во всех сферах деятельности, вести инновационный поиск и создавать новинки, получать патенты, развивать и совершенствовать материально-техническую базу предприятия, обеспечивать высокие стандарты его деятельности и формировать положительный имидж. Такие преимущества являются продолжительными и дают возможность достигать высшей эффективности предпринимательской деятельности.
В частности, П. Друкер акцентирует на таких источниках инновационных возможностей:
Неожиданные события для фирмы или области.
Неожиданный успех.
Неожиданная неудача.(винный супермаркет)
Неожиданное внешнее событие.
Несоответствие реальности представлением о ней.
Несоответствие представлений, желаний фактическим экономическим условиям в определенной области.
|
|
Несоответствие реального состояния определенной области промышленности мысленному.
Инновация, обусловленная потребностью технологического процесса. Демографические изменения.
Изменения в восприятиях и значениях. Анализируя их, П. Друкер привел такое сравнение: «В математике не существует разности между утверждениями «стакан наполовину полный» и «стакан наполовину пустой». Однако значение этих двух выражений разное, поэтому й реакция на них разная. Если общее восприятие изменяется из видения стакана «наполовину полной» к видению ее «наполовину пустой», то это свидетельствует о наличии возможности реализации какой-то инновации». Так, один из британских бизнесменов, послав своего работника в Индию для определения вместительности рынка обуви, услышал от него, что рынок не перспективный, поскольку «все индийцы ходят босые». На что дальновидный бизнесмен ответил: «Это же прекрасно, что они все ходят босые. Значит, рынок огромный и именно мы им дадим возможность купить обувь».
Инновации на основе новых знаний.
3. Особенности принятия решений в инновационном менеджменте
Принятие решений является неотъемлемой составляющей работы каждого менеджера, независимо от его места в иерархии управления или функциональной сферы.(принятие решений в мен-те).
Инновационному менеджменту присущий другой подход к принятию решений. Так как существует необходимость подходить к решению проблемы по-новому.
Еще сложнее найти решение в новой ситуации, заметить в ней положительные моменты, благоприятные для реализации новой идеи. Новые ситуации большей частью характеризуются неопределенностью, даже противоречивостью условий, недостаточностью информации, отсутствием четких алгоритмов устранения проблемы Т.е. решение в инновационном менеджменте отличаются от повседневных управленческих решений.
Диагностика проблемы. Важно увидеть проблему не только как угрозу для организации, а и как источник новых возможностей.(упражнение)
Формулирование критериев и ограничений. Критерии являются ориентирами в анализе разных вариантов решения проблемы. Ограничения определяют ресурсы, которые можно для этого использовать.
Генерирование идей. Оно заключается в обсуждении проблемы.
Выбор наилучшего способа решения проблемы.
Принятие решения относительно реализации инновационного способа решения проблемы. Каждая организация устанавливает для себя границу риска, которую не может переступить, поскольку в случае неудачи ущерб мог вызвать даже прекращение ее деятельности.
Итак, основой принятия решений в инновационном менеджменте есть креативний подход к решению проблем. Менеджеры, которые работают над разработкой инновационных решений, должны своевременно обнаруживать проблемные моменты; отыскивать в ней новые возможности для формирования конкурентных преимуществ; оперативно действовать на опережение: прогнозировать будущие изменения за слабыми сигналами и принимать решение раньше от конкурентов; инициативность, профессионализм, способность к риску.
Методы прогнозирования и генерирования инновационных идей
"Хорошие идеи не воспринимаются всеми автоматически. Их необходимо внедрять с отвагой и терпением". ~ Хайман Риковер
Инноваторы-экспериментаторы не анализируют заранее, к чему может привести реализация новых идей, не пытаются попасть в цель издалека на незнакомой для них территории, не возлагают все надежды на одну крупную ставку. Вместо того чтобы заниматься изощренным планированием и пытаться предсказать успех своим действиям, такие люди предпринимают те шаги, которые помогают им определить, в каком направлении двигаться дальше. Каждый из них добился ошеломляющего успеха, делая последовательно серию мелких ставок.
|
|
Теория мелких ставок основана на предположении, что каждый из нас способен много раз сделать мелкие ставки и использовать определенные творческие подходы для того, чтобы выявить возможные способы достижения успеха и добиться результата. Суть такого экспериментального подхода заключается в следующем: делая мелкие ставки, мы совершаем конкретные действия, цель которых – найти, проверить и развить новые идеи, которые вполне реальны и достижимы.