Технология, методы и приемы инновационного менеджмента

Практика инновационного менеджмента использует разнообразные приемы и методы для продуцирования новаций на разных стадиях инновационного процесса.

Технология управления инновационным процессом охватывает

- методы обработки информации,

- методы принятия управленческих решений,

- методы генерирования инновационных идей,

- разработка последовательности процесса создания нового продукта или нового процесса,

- приемы влияния на потребителей нового продукта.

Источники инновационных возможностей

В практике менеджмента наработано немало рекомендаций относительно поиска источников новых возможностей организации. Потребность в инновациях возникает по разным причинам. Тем не менее, подход к поиску новых идей, обусловленный лишь проблемами, тормозит развитие организации. Поэтому менеджеры должны уметь находить возможности, которые кроются в объединении нового состояния внешней среды и потенциала организации, т.е. работать на опережение.

Конкурентные преимуществахарактеристики предприятия, его продукции или услуг, которые обеспечивают ему определенные преимущества над конкурентами.

Эти преимущества обусловленные разными факторами. Американский специалист в области стратегического управления М. Портер главными среди них считает:

- новые технологии;

- новые запросы покупателей;

- появление нового сегмента рынка;

- изменение стоимости или наличия компонентов производства.

Учитывая значимость для организации, ее конкурентные преимущества разделяют на два типа:

— Преимущества низкого ранга, связанные с доступностью источников сырья, наличием дешевой рабочей силы, получением временных налоговых льгот и т.п.. Они неустойчивые, поскольку могут быть скопированы конкурентами.

— Преимущества высокого ранга, связанные с наличием у предприятия квалифицированного персонала, способного использовать современные технологии во всех сферах деятельности, вести инновационный поиск и создавать новинки, получать патенты, развивать и совершенствовать материально-техническую базу предприятия, обеспечивать высокие стандарты его деятельности и формировать положительный имидж. Такие преимущества являются продолжительными и дают возможность достигать высшей эффективности предпринимательской деятельности.

В частности, П. Друкер акцентирует на таких источниках инновационных возможностей:

Неожиданные события для фирмы или области.

Неожиданный успех.

Неожиданная неудача.(винный супермаркет)

Неожиданное внешнее событие.

Несоответствие реальности представлением о ней.

Несоответствие представлений, желаний фактическим экономическим условиям в определенной области.

Несоответствие реального состояния определенной области промышленности мысленному.

Инновация, обусловленная потребностью технологического процесса. Демографические изменения.

Изменения в восприятиях и значениях. Анализируя их, П. Друкер привел такое сравнение: «В математике не существует разности между утверждениями «стакан наполовину полный» и «стакан наполовину пустой». Однако значение этих двух выражений разное, поэтому й реакция на них разная. Если общее восприятие изменяется из видения стакана «наполовину полной» к видению ее «наполовину пустой», то это свидетельствует о наличии возможности реализации какой-то инновации». Так, один из британских бизнесменов, послав своего работника в Индию для определения вместительности рынка обуви, услышал от него, что рынок не перспективный, поскольку «все индийцы ходят босые». На что дальновидный бизнесмен ответил: «Это же прекрасно, что они все ходят босые. Значит, рынок огромный и именно мы им дадим возможность купить обувь».

Инновации на основе новых знаний.

3. Особенности принятия решений в инновационном менеджменте

Принятие решений является неотъемлемой составляющей работы каждого менеджера, независимо от его места в иерархии управления или функциональной сферы.(принятие решений в мен-те).

Инновационному менеджменту присущий другой подход к принятию решений. Так как существует необходимость подходить к решению проблемы по-новому.

Еще сложнее найти решение в новой ситуации, заметить в ней положительные моменты, благоприятные для реализации новой идеи. Новые ситуации большей частью характеризуются неопределенностью, даже противоречивостью условий, недостаточностью информации, отсутствием четких алгоритмов устранения проблемы Т.е. решение в инновационном менеджменте отличаются от повседневных управленческих решений.

Диагностика проблемы. Важно увидеть проблему не только как угрозу для организации, а и как источник новых возможностей.(упражнение)

Формулирование критериев и ограничений. Критерии являются ориентирами в анализе разных вариантов решения проблемы. Ограничения определяют ресурсы, которые можно для этого использовать.

Генерирование идей. Оно заключается в обсуждении проблемы.

Выбор наилучшего способа решения проблемы.

Принятие решения относительно реализации инновационного способа решения проблемы. Каждая организация устанавливает для себя границу риска, которую не может переступить, поскольку в случае неудачи ущерб мог вызвать даже прекращение ее деятельности.

Итак, основой принятия решений в инновационном менеджменте есть креативний подход к решению проблем. Менеджеры, которые работают над разработкой инновационных решений, должны своевременно обнаруживать проблемные моменты; отыскивать в ней новые возможности для формирования конкурентных преимуществ; оперативно действовать на опережение: прогнозировать будущие изменения за слабыми сигналами и принимать решение раньше от конкурентов; инициативность, профессионализм, способность к риску.

Методы прогнозирования и генерирования инновационных идей

"Хорошие идеи не воспринимаются всеми автоматически. Их необходимо внедрять с отвагой и терпением". ~ Хайман Риковер

Инноваторы-экспериментаторы не анализируют заранее, к чему может привести реализация новых идей, не пытаются попасть в цель издалека на незнакомой для них территории, не возлагают все надежды на одну крупную ставку. Вместо того чтобы заниматься изощренным планированием и пытаться предсказать успех своим действиям, такие люди предпринимают те шаги, которые помогают им определить, в каком направлении двигаться дальше. Каждый из них добился ошеломляющего успеха, делая последовательно серию мелких ставок.

Теория мелких ставок основана на предположении, что каждый из нас способен много раз сделать мелкие ставки и использовать определенные творческие подходы для того, чтобы выявить возможные способы достижения успеха и добиться результата. Суть такого экспериментального подхода заключается в следующем: делая мелкие ставки, мы совершаем конкретные действия, цель которых – найти, проверить и развить новые идеи, которые вполне реальны и достижимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: