Изучение результатов деятельности играет важную роль в педагогике, психологии, социологии труда; археологии (при проведении раскопок анализ результатов деятельности людей: по остаткам орудий труда, посуды, жилищ и т.д. позволяет восстановить образ их жизни в ту или иную эпоху).
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Выделяют следующие этапы выполнения научного исследования.
Этап. Определение объектной области, противоречий и проблемы исследования.
2 этап. Формулировка темы, объекта и предмета исследования.
Этап. Постановка цели, задач исследования.
4 этап. Формулировка гипотезы исследования.
5 этап. Составление плана исследования.
Этап. Изучение научной литературы по выбранной теме, написание теоретической части исследования.
Этап. Сбор, обработка и анализ эмпирического материала.
Этап. Формулировка выводов и практических рекомендаций.
Этап. Оформление результатов исследования.
Определение объектной области, противоречий
|
|
И проблемы исследования
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в рамках которой осуществляется поиск. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине.
Выбор области исследования обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т. д.).
В данной области исследования необходимо выделить ПРОБЛЕМУ, которая понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Проблема содержит в себе противоречие: существующее научное знание не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты.
При этом нужно обязательно учитывать степень изученности данного вопроса, для чего необходимо ознакомиться с основной научной литературой.
Пример
Объектная область – психология
Противоречия
Между необходимостью знания о том, каков образ женщины в представлениях детей дошкольного возраста, и недостаточной изученностью данного вопроса в психологической науке.
Проблема – в психологической науке образ женщины в представлениях детей старшего дошкольного возраста в полной мере не изучен, не выявлены его объективные характеристики и черты?
Формулировка темы, объекта и предмета исследования
В теме отражается научная проблема в ее главных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
|
|
Тема исследования должна быть:
– актуальной. Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше в предыдущих исследованиях;
– интересна для исследователя;
– не слишком масштабной и сложной;
– сформулирована четко, лаконично, понятно.
Не рекомендуется начинать формулировку темы со слов: «Проблема…», «Роль…».
Темы школьных научно-исследовательских работ могут быть сформулированы образно, однако не стоит забывать, что такое свойство (образность) не характерно для научного стиля.
Объект исследования – это определенный процесс или явление, которое изучается в рамках выбранной темы.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.
В научной работе можно выделить несколько предметов исследования, но их не должно быть много.
Пример
Тема: «Образ женщины в представлениях детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования – образ женщины в представлениях детей.
Предмет исследования – характеристики образа женщины в представлениях детей старшего дошкольного возраста.