Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Социальная защита включает два понятия:
• пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца;
• социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, трехлетнего ухода за ним, смерти застрахованного члена
семьи.
В основе государственного социального обеспечения населения лежит принцип солидарности поколений, когда трудоспособное население своими средствами через формирование централизованных денежных фондов участвует в обеспечении нетрудоспособных граждан. С 2002 г. в систему обязательного государственного социального обеспечения включены также индивидуальные предприниматели, ранее входившие в нее в добровольном порядке. Благодаря этому социальную защиту получают лица, самостоятельно обеспечивающие себе работу, а также члены их семей. Изменения их материального и социального положения будут компенсироваться и минимизироваться государством в законодательном порядке за счет средств Фонда.
|
|
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются:
• работодатели — юридические лица, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;
• физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам;
• физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, — индивидуальные предприниматели и творческие работники;
• работающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах.
Добровольное государственное социальное страхование распространяется на следующие категории индивидуальных предпринимателей:
• одновременно работающих в организациях и за которых уплачиваются обязательные страховые взносы этими организациями;
• являющихся получателями пенсий и (или) пособий и работающих по трудовым договорам;
• студентов (учащихся) дневной формы обучения;
• получателей пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Добровольное государственное социальное страхование также касается иностранных граждан, лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, творческих работников и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью в свободное от основной работы время и уплачивающих обязательные страховые взносы по основному месту работы.
|
|
Плательщики взносов обязаны зарегистрироваться в 15-дневный срок в Фонде социальной защиты населения по месту своего нахождения. Без указанной регистрации банк не вправе открывать им расчетные или иные счета.
Объектами начисления обязательных страховых взносов служат:
• для работодателей и работающих граждан — все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
• для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств — определяемый ими доход.
Совет Министров Республики Беларусь утверждает Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения. В него входят:
• выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск,
• государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и бюджета государственного социального страхования;
• компенсации и выплаты в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
• суммы, выплачиваемые в возмещение командировочных расходов в пределах установленных норм;
• стоимость выдаваемых работникам в соответствии с установленными нормами специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, лечебно профилактического питания или сумма денежного возмещения затрат по их приобретению;
• единовременные выплаты (стоимость подарков) в связи с юбилейными датами рождения работников (40, 50, 60 и т. д. лет) и при увольнении в связи с выходом на пенсию;
• суммы средств, выдаваемые работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством Республики Беларусь в улучшение жилищных условий, на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, а также на полное или частичное погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели;
• материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
• стоимость приобретенных за счет нанимателя путевок в детские оздоровительные учреждения;
• доходы по акциям и иные доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты), и некоторые другие выплаты.
Размеры обязательных страховых взносов. С августа 2003 г. в Беларуси установлено раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное страхование и социальное страхование. Это обусловлено введением с 2003 г. в системе государственного социального страхования индивидуального (персонифицированного) учета и установлением прямой зависимости будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплачиваемых взносов (табл. 8.3).
Таблица 8 3 Тарифы страховых взносов на пенсионное и социальное страхование, %
Плательщики | Пенсионное страхование | Социальное страхование |
Работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции | ||
Коллегия адвокатов | ||
Физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы | ||
Члены крестьянских (фермерских) хозяйств | ||
Все остальные работодатели | ||
Работающие граждане, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств | - |
Уплата обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное и социальное страхование производится плательщиками единым платежом.
|
|
Освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов в Фонд:
• общественные объединения инвалидов и пенсионеров, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель), а также пенсионеры составляют не менее 80%;
• организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов и пенсионеров, если численность инвалидов среди работающих граждан составляет не менее 50%, а их доля в общей сумме выплат, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, составляет не менее 25%;
• общественные объединения инвалидов и пенсионеров, а также организации, имущество которых находится в собственности таких объединений, в части выплат, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами;
члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста.
Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников за истекший месяц, но не менее величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Перечисление взносов в Фонд осуществляется не реже двух раз в месяц, в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половину месяца. Окончательный расчет по платежам за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за вторую половину месяца. В таком же порядке плательщики начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работающих граждан, в том числе работающих пенсионеров.
|
|
Средства страховых взносов сами плательщики используют на выплату ряда пособий своим работникам, а остальную сумму перечисляют в централизованный Фонд.
Плательщики децентрализовано выплачивают следующие пособия:
• по временной нетрудоспособности (кроме пособий в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, которые выплачиваются с 2004 г.
за счет средств соответствующего фонда Белгосстраха),
• по беременности и родам;
• в связи с рождением ребенка;
• женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности;
• по уходу за ребенком в возрасте до трех лет,
• на погребение;
• на оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;
• другие выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Наниматель не вправе приостанавливать выплату пособий даже тогда, когда сумма начисленных взносов не покрывает фактических расходов. В таких случаях разница между суммой расходов и суммой начисленных взносов по ходатайству плательщика в течение 3 рабочих дней перечисляется органом Фонда на его текущий счет, после чего плательщик производит выплаты. Плательщики (наниматели работников) ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в местный отдел Фонда отчет о средствах Фонда социальной защиты населения. В отчете отражаются размеры начисленных взносов, а также суммы средств Фонда, расходованных на предприятии и перечисленных в Фонд.
За правильность исчисления, своевременность и полноту перечислений обязательных взносов в Фонд социальной зашиты населения плательщики несут такую же экономическую ответственность, как по налогам.
Налог за использование природных ресурсов (экологический налог) предназначен для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме того, он стимулирует организацию рационального природопользования, экономную добычу природных ресурсов и минимальное загрязнение окружающей среды. Государство устанавливает предприятиям лимиты добычи природных ресурсов и предельные нормы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, за превышение которых взимает многократно увеличенную плату.
Плательщиками экологического налога являются:
• юридические лица Республики Беларусь;
• иностранные юридические лица и международные организации,
• филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет;
• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
• индивидуальные предприниматели.
Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), плательщиками налога не являются. Объекты налогообложения экологическим налогом:
• объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
• объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ,
• объемы размещаемых отходов;
• объемы переработанных нефти и нефтепродуктов.
Экологический налог взимается дифференцированно:
• за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов в пределах установленных лимитов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов в пределах установленных лимитов;
• за превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов);
• за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов сверх утвержденных лимитов;
• за переработку нефти и нефтепродуктов
Ставки экологического налога — это плата за 1 т или 1 м добычи природных ресурсов или выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов. Они устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
За сверхлимитное использование (изъятие, добычу) природных ресурсов или при неполучении предприятием лимитов ставки платежа увеличиваются в 10 раз. За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов сверх установленных лимитов и за сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемые без установленных лимитов, ставка налога увеличивается в 15 раз.
Льготные ставки экологического налога установлены:
• за воду, отпускаемую для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций, а также для противопожарного водоснабжения — в размере50% от основной ставки налога;
• за песок строительный и песчано-гравийную смесь, используемые в дорожном строительстве, — в размере 50% от основной ставки налога;
• за воду, забираемую из поверхностных и добываемую из подземных источников рыбоводными организациями и прудовыми хозяйствами, а также отпущенную организациям и физическим лицам для производства продукции животноводства и растениеводства — в размере 2% от основной ставки налога.
Специальными законодательными актами полностью освобождены от уплаты экологического налога:
. крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет с момента регистрации;
. работы по строительству жилья;
. производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога.
Исчисляется налог за пользование природными ресурсами организациями ежемесячно исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов (нефтеперерабатывающими организациями — от объемов переработанной нефти и нефтепродуктов) и установленных ставок.
Сумма налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов включается в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), а сверх установленных лимитов — уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков налога.
Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников загрязнения исчисляется исходя из фактического объема топлива, сожженного налогоплательщиком за отчетный период, и ставок экологического налога к 1 т соответствующего топлива.
Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а перечисляется платеж в бюджет не позднее 22-го числа.
Платежи за землю — это обязательные платежи землевладельцев и землепользователей в государственный бюджет. Они взимаются в виде земельного налога или арендной платы.
Целью взимания платежей за землю является сбор средств для финансирования мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и по их охране, а также стимулирование рационального использования земельных угодий. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельцев и землепользователей и связывается исключительно с качеством и местоположением земельного участка.
Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены в пользование либо в собственность.
Плательщиками арендной платы являются юридические лица, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставлены в аренду сельскими, поселковыми, городскими, районными исполнительными и распорядительными органами.
Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который находится в пользовании либо собственности юридического лица Объектами признаются следующие виды земель'
• сельскохозяйственного назначения,
• населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов),
• промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения,
• лесного фонда, используемые для сельскохозяйственных целей, а также занятые зданиями, сооружениями и другими объектами промышленного назначения органов
лесного хозяйства,
• водного фонда, предоставленные для сельскохозяйственных целей и другой хозяйственной деятельности
Ставки земельного налога (арендной платы) — это утвержденная законом норма платежей за 1 га земли, находящейся в землевладении и землепользовании у физического и юридического лица. Они индексируются с использованием коэффициента, устанавливаемого Законом о бюджете на очередной финансовый год.
Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцированы в зависимости от уровня кадастровой (балльной) оценки земель и их назначения (пашня, земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, улучшенные сенокосы и пастбища; природные сенокосы и пастбища).
Ставки земельного налога на земли населенных пунктов установлены в зависимости от статуса населенного пункта (столица, областной центр, город областного значения, город районного подчинения, городской поселок, сельский населенный пункт) и численности проживающих там жителей.
Размер арендной платы, устанавливается в соответствии с договором аренды. При этом размер арендной платы не должен быть ниже ставок земельного налога по соответствующим категориям земель.
Льготы, предоставляемые землевладельцам и земле пользователям по уплате платежей за землю, выражаются в полном, частичном освобождении от платы, уменьшении ставок Они предусматривают оказание финансовой поддержки землевладельцам и землепользователям в зонах с режимом ограниченной хозяйственной деятельности, учитывают национальную важность отдельных объектов землепользования или имеют социальную направленность
От платы за землю полностью освобождены:
• земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению,
земли, занятые историко-культурными ценностями-
• земли заповедников, мемориальных парков, археологических памятников, ботанических садов и др.;
• земли запаса;
• кладбища;
• земли общего пользования населенных пунктов: площади, улицы, проезды, скверы и г. п.,
• земли, занятые автомобильными дорогами, железнодорожными путями;
• земельные участки организаций, финансируемые из бюджета.
От земельного налога частично освобождены:
• жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы;
• садоводческие и садово-огороднические товарищества;
• жилищные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков;
• коммунальные предприятия, объединения, организации и т. п.
Не облагаются налогом земли крестьянских (фермерских) хозяйств в течение трех лет с момента их регистрации.
Юридические лица становятся плательщиками земельного налога с месяца, следующего за месяцем возникновения у них права владения, пользования землей или права собственности на землю. Суммы платежей за землю включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Организации исчисляют налог на землю самостоятельно в целом за год и представляют в налоговые органы налоговые декларации о сумме налога на текущий год не позднее 1 марта текущего года.
Уплата земельного налога осуществляется ими равными долями в следующие сроки:
• за земли сельскохозяйственного назначения — не
позднее 15 сентября и 15 ноября;
• за все другие земли — не позднее 15 апреля, 15 июля,
15 сентября и 15 ноября.
Минский городской Совет депутатов своим решением дифференцировал ставки земельного налога в г. Минске по пяти экономико-планировочным зонам и установил ежемесячные сроки его перечислений в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а за ноябрь-декабрь — не позднее 20 декабря текущего года.