ПЛАН:
1. Понятие и источники права внешних сношений.
2. Органы внешних сношений государств.
3. Правовой статус дипломатического представительства.
4. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала.
5. Правовой статус консульского представительства.
6. Правовой статус специальных миссий.
7. Правовой статус постоянных представительств при международных организациях.
1.Понятие и источники права внешних сношений
Право внешних сношений - это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих его представительство в сфере межгосударственного общения.
В основе данной отрасли лежат нормы дипломатического и консульского права, поэтому право внешних сношений часто называют дипломатическим и консульским правом.
Кроме того, параллельно сложились еще отдельные группы норм, которые регулируют вопросы представительства государств при международных организациях и деятельность специальных миссий.
|
|
Действуют нормы о торговых представительствах.
Нельзя забывать и о существовании отдельного комплекса норм, регулирующего статус и деятельность международных конференций.
Все эти группы норм в совокупности и составляют право внешних сношений, которое по своему содержанию шире понятия «дипломатическое и консульское право».
Признаки внешних сношений:
1.Объектом права внешних сношений являются те меж властные отношения политического характера, в которых взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов международного права и представленные их официальными, специально созданными для осуществления этих отношений органами.
Содержанием данных официальных отношений, именуемых внешними сношениями государств и иных субъектов международного права, служит сотрудничество между ними по вопросам собственно политического, а также экономического и правового характера.
2.Другой важнейший признак внешних сношений - это осуществление их специально созданным аппаратом: органами внешних сношений государств и иных субъектов международного права. Деятельность этих органов и составляет внешние сношения как часть международной деятельности каждого государства и международных отношений в целом.
Сущностью рассматриваемой отрасли международного права является право на внешние сношения, вытекающее из суверенитета государства, право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного равенства.
Право государства на внешние сношения основано на международно-правовых нормах и существует независимо от внутреннего права, которое может обходить область внешних сношений молчанием.
|
|
В соответствии с принципом суверенного равенства все государства имеют равные суверенные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право вступать или не вступать в международные организации, быть или не быть участниками договоров.
Согласно принципу невмешательства государства не имеют права вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию.
Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем нормы обычного права в течение длительного времени доминировали в дипломатическом и консульском праве. Первым соглашением общего характера в этой области явился Венский регламент 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который был впоследствии дополнен Аахенским протоколом 1818 г. Нормы этого Регламента с течением времени стали общепризнанными.
После Второй мировой войны был заключен целый ряд международных конвенций, имеющих целью кодификацию и прогрессивное развитие дипломатического и консульского права. К ним относятся: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.), Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (вступила в силу в 1977 г.), Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (пока еще не вступила в силу),
Кроме того, имеется ряд многосторонних региональных актов: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская конвенция о консульских агентах 1928 г. и др.
Соответствующие положения, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, содержатся обычно в уставах этих организаций.
В отношении ООН и ее специализированных учреждений действуют две основные конвенции: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Кроме того, ООН и ее специализированные учреждения имеют двусторонние соглашения с государствами пребывания (США, Швейцария, Австрия, Франция и др.) по вопросам привилегий и иммунитетов. Вопросам привилегий и иммунитетов региональных организаций посвящены соответствующие региональные договоры.
Что же касается правового статуса международных конференций, то его нормативная регламентация крайне разнообразна, так как правила процедуры разрабатываются применительно к каждой конкретной конференции.
Правовое положение и порядок деятельности органоввнешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства. В нашей стране к их числу относятся: Конституция Республики Беларусь, Положение о дипломатической службе Республики Беларусь, Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь.