Осуществление на практике марксистско-ленинских идей в бывшем СССР и ряде стран Восточной Европы показало, что эти страны в итоге построили тоталитарные общества "равенства в бедности", значительно отстав по уровню жизни от ведущих капиталистических стран. Социал-реформистское направление в марксизме возглавили Э. Бернштейн, К, Каутский, А. Бебель и др. Они поставили под сомнение некоторые постулаты марксизма в связи с тем, что предсказания К, Маркса и ф. Энгельса о грядущей пролетарской революции не соответствовали реальной экономической и политической действительности. Развитие капитализма свидетельствовало скорее о его стабилизации, чем о кризисе.
Социал-реформисты видели свою задачу в том, чтобы социалистическое переустройство общества осуществлялось постепенно, эволюционно, без революций и потрясений, путем социализации частной собственности, демократизации политических институтов, расширения политических прав трудящихся. Именно эти моменты легли в основу концепции "демократического социализма", ставшей идеологической и политической доктриной современной социал-демократии. Социал-реформизм стал. принципом ее политической деятельности.
|
|
Социал-демократическое движение пережило несколько кризисов - в 1914 г., в 30-е годы. А в послевоенный период значительно укрепило свои позиции, чему способствовали два обстоятельства; во-первых, резко возросло стремление народных масс к справедливости; во-вторых, появилась потребность экономики в более основательном государственном вмешательстве.
В области организации экономической жизни социал-демократы считали, что государство в условиях демократии способно осуществить постепенное преобразование общественных структур в направлении демократического социализма. Государство должно реализовать функции регулирования экономики, заботиться о материальном благосостоянии граждан, а также другие формы социального обеспечения.
В конце 80-х годов была выработана обновленная социал-демократическая концепция государства. В ней в качестве основных задач демократического государства выдвигались гарантии и соблюдение основных прав и свобод граждан, осуществление демократии и социальной справедливости в обществе, контроль со стороны граждан над государством, В итоге гражданское общество должно было развиваться в наиболее благоприятных условиях.
Обновленная социал-демократическая модель государства предполагает сокращение государственного вмешательства в экономику, усиление роли рынка, решение экологических проблем.
Современная программа социал-демократов свидетельствует о том, что ими заимствуются некоторые идеи из других политических идеологий - неолиберализма и неоконсерватизма. Программа приспосабливается к изменяющейся реальности. В итоге социал-демократы сегодня признали идею свободного рынка, а неоконсерваторы — необходимость некоторого регулирования рынка со стороны государства.
|
|
Дайте определение понятий «процессы» и «политический процесс». Раскройте содержание понятий «частные политические процессы» и «общие политические процессы». Приведите конкретные примеры.
Слово "процесс" (от лат. prossesus — продолжение) оз-,иачает: Ф динамическое, развивающееся состояние какого-либо – объекта; совокупность последовательных действий для достижения определенного результата.
В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. И тем не менее степень научной разработанности политологических проблем в целом и политических процессов в частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических процессов, провести их классификацию.
Общие и частные политические процессы
В совокупности политических процессов выделяются две группы — общие и частные. Политические процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами.
Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.,
Частные политические процессы — это различные, исключительно многочисленные формы политической» активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций.
Общий политический процесс и тенденции его развития
Общий Политический процесс протекает в трех известных формах: Эволюция, революция, кризис. Эволюция — основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, в политическом режиме, в структурах политической власти и т.д.
их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.
Сущность революционной формы развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности".
Наконец, третьим состоянием (формой) общего политического процесса является политический кризис Его главный показатель — потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий.
В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя.
Революция как форма общего политического процесса в современном мире становится все более редким явлением, имеет свои причины.
Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни — нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается диапазон использования насилия для достижения политических целей.
Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену ее состояний.
Частные политические процессы: структура и характеристики
Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель.
Конкретная причина возникновения частного политического процесса. Заметим, что начало и движение данного процесса предопределяются появлением проблемы. или- противоречия, требующего своего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы сравнительно небольшой группы людей либо интересы широкой общественности.
|
|
Объект частного политического проиесса. Речь идет о той конкретной политической проблеме, по поводу которой развивается политический процесс. Это могут быть самые разнообразные проблемы:
• возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов;
• создание новых политических институтов, партий, организаций; движений, блоков и т.д.;
• реорганизация властных структур, изменения в системе разделения властей, создание нового кабинета министров;
• поддержка существующей политической власти, организация мер по ее легитимации.
Субъект частного политического процесса, другими словами, кем инициирован политический процесс.
Цель частного политического процесса. Это то, ради чего начинается и развивается политический процесс.
Для более полного и комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: о количестве и составе участников, о социально-политических условиях, в которых данный процесс протекает, о форме протекания.
Состав и количество участников частного процесса. От состава участников политического процесса (их политической ориентации, целей, которые они ставят, способов достижения этих целей) зависит немало.
Социально-политические условия, в которых протекает частный политический процесс. От этого обстоятельства во многом зависит конечный результат, то есть будет достигнута поставленная цель или нет.
Форма протекания частного политического процесса. Это может быть сотрудничество осуществляющих политический процесс сил, но может быть и борьба.