Психологическая наука рассматривает педагогическую деятельность как сложную многоуровневую динамическую систему, которая содержит следующие структурные элементы:
1 Цель профессиональной педагогической деятельности Она заключается в воспитании личности в гармонии с собой, социумом и природой, привлечении человека к ценностям культуры есть цель выступает как особая миссия, пр ризначення которой - создание и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человекині.
2 Содержание преподавательской деятельности Он охватывает процесс организации учебной деятельности, направленной на усвоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития; процесс органе изации собственной деятельноститі.
3 Средства деятельности учителя К ним относятся научные (теоретические и эмпирические) знания; тексты учебников и результаты самостоятельных наблюдений учащихся как носители знаний Прочие средства (технические, графически нет, компьютерные и т.д.о).
4 Результат преподавательской деятельности Им является развитие ученика, его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъекта учебной деятельности
5 субъектов педагогической деятельности Это учитель, инструменты влияния которого - его личность, знания, умения, чувства, воля
6 объектов педагогической деятельности Он специфический, так как ученик являются одновременно объектом и субъектом, ведь учебно-воспитательный процесс продуктивный лишь при условии сочетания элементов самовоспитания и самонав обучения ученика Более того, педагогический процесс изменяет не только ученика, но и педагога, развивая в нем одни качества, искореняя др.нші.
Схематично структуру педагогической деятельности учителя можно представить так: определение педагогических целей и задач - \"выбор средств и способов решения поставленных задач (кого учить? Кому учить? Что в учить? і вчителя).
Если рассматривать деятельность учителя шире, то к этим элементам, которые реализуют преимущественно на уроках, следует добавить еще подготовительный и внеурочное
В педагогической науке относительно педагогической деятельности преобладает подход, который заключается в выделении ее компонентов как относительно самостоятельных видов деятельности
Компоненты (лат сотропо - составляю) педагогической деятельности - относительно самостоятельные функциональные виды деятельности, каждый из которых охватывает совокупность умений, необходимых для его реализации
Российский психолог Наталья Кузьмина в структуре педагогической деятельности выделяет следующие взаимосвязанные компоненты:
1 Конструктивный компонент Он связан с подбором и композицией учебно-воспитательного материала согласно возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; планированием и построением педагогического проц процесса; определением структуры своих действий и поступков; проектированием учебно-материальной базы для осуществления учебно-воспитательной роботти.
2 Организационный компонент Предусматривает привлечение учащихся к различным видам деятельности, организацию ученического коллектива и превращение его в инструмент педагогического воздействия на личность
3 Коммуникативный компонент Сущность его заключается в установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с учениками, коллегами, родителями, представителями общественности
Все компоненты проявляются в работе педагога любой специальности Для успешного их осуществления необходимы соответствующие способности и умение - коммуникативные, организационные, конструктивные, перцептивные, с суггестивные, дидактические, познавательные, саморегуляцийни тощо.