Один из основополагающих принципов рыночной экономики —свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция — это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.
Конкуренция — один из краеугольных камней рынка. Только конкуренция в сочетании с финансовым оздоровлением и структурной перестройкой в состоянии вывести экономику из кризиса, обеспечить стабильное развитие экономики..
Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают — снижается и прибыль. Она также стимулирует научно-технический прогресс.
Классификация видов конкуренции зависит от количества и "удельного веса" на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Основные признаки свободной конкуренции.
1) Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него.
2) Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих
3) Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.)
4) Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.
5) Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене.
В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более мощными, происходила концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти.
Экономические последствия совершенной конкуренции:
1. Освоение передовой продукции, ранее не производимой;
2. Производство модернизированной продукции;
3. Производство продукции высокого качества;
4. Увеличение объемов производства при сокращении затрат;
5. Анархия, кризисы;
6. Распределение производительных сил;
7. Расслоение общества.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.
1) Чистая (абсолютная) монополия. Существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели присущи четыре характерные черты:
- продавец выступает как единственный; отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;
- реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей;
- монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;
- на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.
В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.
2) Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
- Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Дифференциация затрагивает: качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения; условия послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования); близость к покупателям; интенсивность рекламы и т.п.
- относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти рынки, обычно не являются особо крупными, поэтому сравнительно невелик и требующийся для их становления начальный капитал.
В современных рыночных структурах западных стран преобладают именно рынки монополистической конкуренции.
3) Олигополия. Главная ее особенность — немногочисленность участников конкуренции. Классические олигополии образуются тремя-пятью производителями. Например, в автомобильной промышленности США господствует "большая тройка": "Дженерал моторе", "Форд", "Крайслер".
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, технического спирта и т.д., дифференциация — на рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.
Важное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конкурентном рынке цены меняются непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигополистическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не столь часто. Очень распространено так называемое лидерство в ценах, когда их преимущество диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за ней.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность.
Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, то есть недобросовестная конкуренция. Она выражается:
- в демпинговых ценах — продаже товаров поо цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента;
- злоупотреблении господствующим положением на рынке;
- установлении дискриминационных цен или коммерческих условий;
- зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров;
- введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки;
- тайных сговорах на торгах;
- ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение;
- недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов;
- нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.