Расположение производственных участков цеха

Компоновочные схемы механосборочных цехов приведены на рис 24.

а) б) в) г)

Рис. 6.2.1. Компоновочные схемы механосборочных цехов:

1 – механическая обработка; 2 – узловая сборка; 3 – общая сборка.

Отделение или цех общей сборки с конвейером размещают перпендикулярно к линиям обработки после узловой сборки в конце корпуса или в его середине (рис. 6.2.1. а, б). При этом обеспечивают наиболее благоприятные условия передачи изготовляемых деталей и сборочных единиц на конвейер общей сборки в процессе прямоточной межоперационной передачи.

В серийном и единичном производстве применяют компоновочные схемы размещения цеха (отделения) общей сборки в отдельном пролете перпендикулярно или параллельно пролетам или участкам механических цехов (рис. 6.2.1.

в, г).

Компоновочная схема механического цеха представлена на рис. 6.2.2.

Рис. 6.2.2. Компоновочная схема механического цеха: 1 - служебно-бытовые помещения (2 этажа); 2 – склад заготовок и материалов; 3 –заготовительное отделение; 4 - участок ремонта приспособлений и инструмента; 5– инструментально-раздаточная кладовая; 6 –заточное отделение; 7 – бюро техконтроля; 8 – цеховая ремонтная база; 9 –отделения по ремонту электрооборудования; 10 –отделение по переработке стружки; 11 - отделение приготовления и раздачи СОЖ; 12 – промежуточный склад; 13 – участок валов; 14 – участок шестерен; 15 – Участок обработки суппортов; 16 – участок обработки станин и столов.

Содержание и основные этапы проектирования пространственной планировки цеха приведены на рис. 6.2.3.


6.3. Выбор варианта расположения оборудования на участках механической обработки

Расположение станков на участках и линиях механической обработки определяется организационной формой производственного процесса, длиной станочных участков, числом станков, видом межоперационного транспорта, способом удаления стружки и другими факторами. Варианты размещения станков приведены на рис. 6.3.1.

а) б) в) г)

Рис. 6.3.1. Варианты размещения станков относительно транспортных средств

а– продольное; б – поперечное; в – угловое; г – кольцевое

Предварительное определение площади цеха и основных параметров производственного здания. Планировка оборудования и рабочих мест

Основные требования к оформлению планов расположения оборудования и рабочих мест, а также используемые при этом обозначения приведены на рис. 6.4.1.

Ширину магистральных проездов, по которым осуществляется межцеховые перевозки, принимают равной 4500 – 5500 мм. Ширина цеховых проездов зависит от вида напольного транспорта и габаритных размеров перемещаемых грузов. Для всех видов напольного электротранспорта ширина проезда А (мм) составляет: при одностороннем движении А = Б + 1400, при двустороннем движении А = 2Б + 1600, для робокар при одностороннем движении А = Б + 1400, где Б – ширина груза, мм. Ширину пешеходных переходов принимают равной 1400 мм.

Размещение оборудования в соответствии с выбранным вариантом необходимо обеспечить установленными нормами расстояний между оборудованием при различных вариантах их размещения, а также ширины проездов.

Указанные нормы для схемы рис. 6.4.3. даны в табл. 6.4.1.

При предварительной проработке компоновочной схемы общую площадь участка и цеха определяют по показателю Sуд. площади, на один станок или одно рабочее место:

Sо=S уд.о Сц,

где Сц - принятое число станков, а в случае сборки- рабочих мест цеха (участка).

Этот показатель зависит от габаритных размеров применяемого оборудования и транспортных средств.

Рис. 6.4.1. Фрагмент планировки расположения основного и вспомогательного оборудования на участке механообработки: 1 – участок ремонта приспособлений и инструмента; 2 – инструментально-раздаточная кладовая; 3 – заточное отделение; 4 – бюро техконтроля; 5 – стеллаж для инструмента и оснастки; 6 – консольно-поворотный кран; 7 – токарный станок; 8 – пожарный щит.

Пример планировочного решения станочной линии со стационарным конвейером приведен на рис. 6.4.2.

Рис.6.4.2. Транспортная система со стационарным конвейером, при нормах расстояний А = 1400; Д = 400; Е = 1070; Г = 900: Ж ≥ 300; К зависит от размера изготовляемых деталей.

Рис. 6.4.3. Схема расположения станков

Таб. 6.4.1.

Нормы расстояний, мм, станков от проезда, между станками, а также от станков до стен и колон зданий

Расстояние Наибольший габаритный размер станка в плане, мм, не более
     
От проезда до:  
Фронтальной стороны станка (а) 1600/1000 2000/1000
боковой стороны станка (б)   700/500
тыльной стороны станка (в)    
Между станками при расположении их:    
В затылок (г) 1700/1400 2000/1600 2600/1800
Тыльной стороной друг к другу (д)      
Боковыми сторонами друг к другу (е)   1300/1200
Фронтовыми сторонами друг к другу   1300/1200  
Одного станка (ж) 2100/1900 2500/2300  
Двух станков (з) 1700/1400 1700/1600  
По кольцевой схеме (и) 2500/1400 2500/1600  
От стен колонн до:      
Фронтовой стороны станка (л) 1600/1300 1600/1500
Тыльной стороне станка (м)      
         

Важным при проектировании является выбор строительных параметров здания - сетки колонн и высоты пролета. Поперечный разрез пролетапоказан на рис. 6.4.4.

Рис. 6.4.4. Поперечный разрез пролета

Высота пролета: H=K +Z +E +F +C +A+M, где K – высота оборудования не менее 2,3 м; Z – безопасное расстояние между грузом и оборудованием, не менее 0,4м; E – высота наибольшего по размеру изделия в положении транспортирования; этот промежуток принимается равным 0,5 – 1,0 м; F – расстояние от верхней кромки наибольшего транспортируемого изделия до центра крюка крана в верхнем его положении, необходимое для захвата изделия цепью или канатом и зависящее от размеров изделия; принимается не менее 1 м; C – расстояние от предельного верхнего положения крюка до горизонтальной линии, проходящей через вершину головки рельса; величина этого расстояния колеблется в пределах от 0,5 до 1,6 м в зависимости от грузоподъемности и конструкции крана; А – высота мостового крана; M – расстояние от верхней точки крана до перекрытия, не менее 0,1 м; Н = Н1 + h; H = K + Z + E + F + C; h = A + M

Сетку колонн (ширину l и шаг t колонн) и высоту Н пролета выбирают из унифицированного ряда указанных величин, приведенных в табл. 6.4.2.

табл. 6.4.2.

Размеры унифицированных пролетов и грузоподъемность подъемно-транспортных средств

Ширина пролета, м Высота Н цеха до нижнего пояса ферм, м Высота головки кранового рельса, м   Тип кранов   Грузоподъемность крана, т*
  6,0; 7,2; 8,4   ─ Подвесные 0,25 – 5,0
  7,2; 8,4
  7,2; 8,4
  8,4; 9,6 6,15; 6,95; 8,16 Электрические мостовые 10; 20/5
  10,8
    12,6; 14,4   9,65; 11,45   То же   10; 20/5; 30/5
 
 
  16,2; 18,0 12,65; 14,45 12,0; 13,8 То же 30/5 50/10; 75/25
 
  16,2; 18,0 12,0; 13,8 15,6 11,2; 13,0; 14,8 То же 100/20 150/30
  19,8
  19,8

Примечание. Полужирным шрифтом выделены наиболее употребляемые значения.

* В числителе и знаменателе указаны значения грузоподъемности двухкрючковых кранов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: