Закономерности ценообразования на разных рынках

1.Формы рынков

2.Функции, реакции рынка

-1-

Чтобы описать конкретную рыночную ситуацию необходимо оценить ее как мin по след. критериям:

- число продавцов и покупателей рассматриваемого товара

- способ рыночного поведения продавца по отношению к конкурентам

- степень чувствительности конкуренции

покупатели \продавцы один несколько много
один Двухстороняя монополия Ограниченная монопсония монопсония
несколько Ограниченная монополия Двухстороняя олигополия олигопсония
много монополия олигополия Двухстороняя полиполия

Совершенный рынок характеризуются следующими признаками:

- гомогенность в персональном отношении

- гомогенность в вещественном отношении

- гомогенность в территориальном и временном отношениях

- совершенная прозрачность рынка

- моментальная скорость реакции рынка

-2-

Функции реакции рынка показывают взаимосвязь между входными и выходными параметрами рынка. Входные (установочные) параметры представляют переменные, имеющиеся в распоряжении фирмы для разработки ею своей СП. Выходные параметры рынка – V сбыта продукта и обеспечиваемая благодаря ему величина оборота фирмы.

Общая линия ценовых реакций

Число лиц,

готовых

купить

продукт

Цена

Монополия для описания применяется как линейная, так и нелинейная зависимости

- V сбыта продукции

- цена продукта S

и - коэффициенты

Абсолютные изменения цен равные величины вызывают, не зависимо от уровня цен, постоянные изменения V сбыта.

Нелинейная зависимость

Одинаковые относительные изменения цен приводят к постоянным относительным изменениям V сбыта.

Полиполия производитель, устанавливающий цену выше, чем у конкурентов, теряет спрос на свой продукт, а устанавливающий цену ниже, чем у конкурентов, привлекает к своему продукту весь совокупный спрос. Однако, совокупный спрос не может быть удовлетворен отдельным производителем в полном V из-за ограниченности производственных мощностей.

 
 


(ограниченная цена; рыночная цена)

при > (потери спроса)

- сбыт продукта S продавцом R

- цена продавца R продукта S

< при =

= при <

- цена конкурента

Олигополия в отличие от монополии и полиполии олигополия характеризуется тем, что отдельный продавец должен учитывать в своей сбытовой политике не только реакцию покупателей, но и возможные действия конкурентов.

= + *+

=**

- производитель и непосредственно конкурирующий с предприятием R

Несовершенный рынок

Структура предложения Тип рынка
Совершенный рынок Несовершенный рынок
монопольная монополия (чистая) монопольная конкуренция (конкуренция за совокупный спрос)
олигопольная олигополия (гомогенная = однородная) монопольная конкуренция (с учётом реакции отдельных конкурентов)
полипольная полиполия (совершенная конкуренция) монопольная конкуренция (без учёта реакции отдельных конкурентов)


Ценовая политика на различных этапах ЖЦТ

1. ЦП на фазе экспериментирования

2. ЦП на фазе экспансии

3. ЦП на фазе зрелости

4. ЦП на фазе стагнации и сокращения

-1-

С экономической точки зрения фаза экспериментирования не ограничивается созданием нового продукта с улучшенными полезными качествами: за созданием нового продукта должно следовать формирование нового рынка. Первоначальные трудности создания спроса состоят в том, чтобы преодолеть недоверие к неопробованному продукту, а это требует определённых затрат.

издержки Е

Е - выручка

А - затраты

цена

Кривая показывает рост издержек на создание спроса в зависимости от цены.

Прямая Е – зависимость выручки от цены.

Из сопоставления этих двух функций необходимо вывести наилучшую цену на новый продукт: чем выше цена, тем большую выручку предприниматель получит от продажи продукта, но при условии высоких затрат на обеспечение спроса. В противном случае предприниматель сэкономит средства на создание спроса, но должен будет довольствоваться минимальной выручкой. При этом, наибольшая выигрышная окажется цена, при которой разность между выручкой и издержками на создание спроса будет наибольшей.() – оптимальная цена, при Е-max. Если цену повысить, то затраты на создание спроса будут расти быстрее, чем выручка от повышения цен. Если цену снизить, то снижение выручки опередит экономию затрат на создание спроса. Все средства, которые производитель затрачивает на покрытие этой разницы, следует считать не покрытием убытков, а инвестированием капитала на создание спроса. Поэтому, можно сказать, что цена - это цена, при которой предприниматель с минимальными затратами капитала открывает новый рынок.

-2-

В фазе экспансии развитие спроса характеризуется не столько поведением старых покупателей, сколько привлечением новых.

доход

покупателей А

Количество покупателей

Кривая показывает структуру доходов: если наш продукт могут купить лишь потребители с величиной дохода , то потенциальное число потребителей на нашем рынке составит .

В начале фазы экспансии имелось покупателей, то потенциальный V рынка составит -.

А – снижение цен по мере привлечения покупателей.

В отличие от последующих фаз, где издержки уже более или менее заданными, в фазе экспансии они, как и все остальные параметры находятся в постоянном движении, создавая возможность ценовой конкуренции.

-3-

Переход от фазы экспансии к фазе насыщения происходит незаметно, производство продолжает расширятся, но уже не так быстро. Темпы роста постепенно снижаются. Все важнейшие рынки сбыта уже захвачены. Для привлечения новых покупателей требуется все больше усилий.

В фазе насыщения уже не удается путем снижения цен добиться такого увеличения спроса как на фазах экспериментирования и экспансии и эффективность ценовой политики снижается.

Процесс снижения цен длится до тех пор, пока не будет исчерпана возможность получать дополнительную прибыль за счет конкурента.

-4-

На фазе стогнации внешнее воздействие рынка подталкивает к повышению цен:

- общий рост уровня заработной платы по экономике не покрывается соответствующим ростом эффективности

- растут издержки производства в связи с сокращением V выпуска, что приводит к сокращению рынка данного товара и предприятию необходимо создавать новые продукты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: