Объект педагогики – это явление действительности, которое обусловливает развитие человека; иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук.
Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика, в первую очередь, изучает три главных составляющих образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики:
1) выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
2) изучение и распространение педагогического опыта;
3) прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
|
|
4) разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
5) внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
6) изучение зарубежного опыта, обмен информацией;
7) повышение эффективности работы учебно-педагогических учреждений.
Педагогическая действительность совмещает две функции:
1) научно-теоретическая функция, которая реализуется на уровнях:
– описательном (изучение передового опыта);
– диагностическом (выявление состояния успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (исследование педагогического процесса и построение новых моделей).
2) конструктивно-техническая функция реализуется на уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Литература