Информационные системы решают задачи различной важности. Могут возникнуть чрезвычайные ситуации, требующие оперативного вмешательства. Поэтому вводятся приоритеты, определяющие преимущества в использовании пропускной способности ИС в условиях недостатка обслуживающих приборов. Такие приоритеты являются обычными в служебных сетях связи для управления полетами самолетов, в службе погоды, в военных ведомствах. Особенно часто приоритеты используются при перегрузках ИС. Они являются в этом случае одним из действенных способов управления информационной сетью.
В системе может быть установлено несколько приоритетных классов. В каждом классе действует свой поток заявок с интенсивностью li. Если в момент поступления вызова с i – ым приоритетом все линии заняты заявками с более высоким или равным ему j - ым приоритетом (j £ i), то вызов теряется, если нет, то поступивший вызов замещает обслуживаемый вызов самого низкого приоритета. Длительность занятия подчиняется экспоненциальному распределению и не зависит от номера приоритета, ее среднее значение составляет 1/m.
|
|
Дисциплина обслуживания приоритетных заявок может быть различная: с прерыванием и без прерывания обслуживания предыдущих заявок более низких приоритетов, с дообслуживанием и без него, с выбыванием из системы заявок и прерванным обслуживанием или с сохранением их в очереди и др.
При анализе данных систем необходимо учитывать среднее время, затрачиваемое на дообслуживание предыдущих заявок. Поэтому среднее время нахождения заявки в очереди равно
W=R+`x×NQ, (7.34)
где R – среднее время дообслуживания,
`x – 1/m - средняя длительность обслуживания
NQ – среднее число заявок в очереди.
С учетом (7.24) выражение (7.34) можно представить в виде
. (7.35)
В работах А.Я. Хинчина и Поллачека было показано, что
, (7.36)
где -второй момент интервала обслуживания.
Для экспоненциальных потоков =2/m2, а для детерминированных - =1/m2.
С учетом (7.36) выражение (7.35) приобретает вид
(7.37)
и называется формулой Поллачека-Хинчина.
Для систем с приоритетом введем обозначения:
NQk – среднее число заявок в очереди к-го приоритета;
Wk – среднее время в очереди к-го приоритета;
rk=lk/mk – коэффициент использования системы для к-го приоритета;
R- среднее остаточное время обслуживания.
Необходимое условие: r1+r2+…+rn<1
Для заявок самого высокого (1-го) приоритета
. (7.38)
Для заявок 2-го приоритета необходимо ждать завершения работы с заявками 1-го приоритета, потом ждать завершения обработки заявок 2-го приоритета, пришедших ранее нашей заявки, и дополнительно затратить время на обработку заявок 1-го приоритета, пришедших в то время, пока наша заявка была в очереди. В итоге
|
|
. (7.39)
С учетом предыдущих преобразований получаем
. (7.40)
Если приоритетов много, то
. (7.41)
Общее время пребывания заявки в системе
. (7.42)