***Задание 1. Ознакомьтесь с текстом.
Социально-культурный сервис.
Социально-культурный сервис – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.
Целью социально-культурного сервиса является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.
Труд работников социально-культурного сервиса осуществляется в форме услуг, причем он индивидуализирован. Социально-культурный сервис имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников социально-культурного сервиса. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.
Социально-культурный сервис имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение его учреждений, предприятий, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).
|
|
Труд в социально-культурном сервисе относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.
Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.
В социально-культурном сервисе природный фактор не играет огромного значения, как в материальном производстве.
Труд работников социально-культурного сервиса непроизводителен, так как этот труд не участвует в создании материального блага. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.
В социально-культурном сервисе отмечается однородность структуры потребляемых затрат, так удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5%, в промышленности – 83%, в строительстве – 65%.
В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли социально-культурного сервиса делятся на 3 большие группы: а) отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ: жилищно-коммунальное хозяйство; наука; б) отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей: бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения, здравоохранение, социальное обеспечение, туризм, культура и искусство; в) отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом: управление и планирование народного хозяйства, отрасли, обеспечивающие безопасность государства, обеспечение охраны собственности.
|
|
Существует ещё одна классификация социально-культурного сервиса:
1. Государственное управление, социальные услуги.
2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.
3. Жилищное хозяйство частного типа
4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.
5. Ремонт техники.
6. Пассажирский транспорт.
7. Здравоохранение и социальное обслуживание.
8. Образование.
9. Оптовая и розничная торговля.
10. Природно-хозяйственная деятельность.
11. Культура, искусство и СМИ.
12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.
13. Гостиничный бизнес.
14. Ресторанный бизнес и общественное питание.
Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.
1.1. Ответьте на вопросы:
1) Что вас заинтересовало в тексте?
2) Что такое социально-культурный сервис?
3) В чем заключается цель социально-культурного сервиса?
4) На какие группы делятся отрасли социально-культурного сервиса?
11.2. Назовите особенности социально-культурного сервиса.
1.3. Определите типы предложений: Труд работников социально-культурного сервиса непроизводителен, так как этот труд не участвует в создании материального блага. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.
1.4. В предложении: В социально-культурном сервисе отмечается однородность структуры потребляемых затрат, так удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5%, в промышленности – 83%, в строительстве – 65%
напишите цифры словами.
1.5. Найдите в тексте согласованные определения.