Планирование и организация работы турфирмы на выставке требует детальной разработки. Участие на выставке можно разделить на три этапа:
1) подготовка выставки;
2) проведение выставки;
3) работа после окончания выставки.
1. Этап подготовки выставки включает в себя:
● составление перечня выставляемых туристских услуг;
● определение размера и составление плана выставочного стенда;
● заключение договора с оргкомитетом, передача ему плана выставочного стенда и заказа на оборудование и услуги;
● изготовление рекламных материалов: информационных листков, плакатов, буклетов, проспектов, сувениров;
● подготовка информационных материалов: описаний, прайс-листов, папок стендистов;
● проведение рекламы;
● выбор и подготовка стендистов и персонала;
● составление сметы затрат.
Остановимся на рассмотрении некоторых мероприятий по подготовке к участию в выставке.
Начальный этап работы связан с определением необходимого размера выставочного стенда. Размер стенда играет определенную представительскую роль, но далеко не ту, которую принято у нас ей отводить. Гораздо большую роль играет качественное, оригинальное оформление экспонатов, привлекательная реклама, слаженная работа стендистов, внимательное отношение к посетителям. Умение оригинально оформить стенд, сделать его интересным для посетителя — это то главное, что должно занимать всех работающих над подготовкой к выставке. Необходимо шире использовать нестандартные решения и композиции, но не в ущерб обзору и условиям демонстрации экспонатов.
|
|
Обычно оргкомитеты выставок в информационном письме указывают размеры минимального стенда, а также размеры других предлагаемых стендов, описание услуг и оборудования, полагающихся при аренде площади того или иного размера. На выставках, организуемых за рубежом, предлагаются варианты стандартных выставочных стендов разных размеров и конфигураций. Как правило, можно заказать стенд по собственным эскизам при условии, что он будет вписываться в отведенное место и это будет заблаговременно согласовано с оргкомитетом.
Всю выставочную экспозицию можно разделить на несколько условных зон:
1) выставочная — площадь, на которой располагаются экспонаты (с учетом их функционирования и места для работы стендистов);
2) офис — место для заключения договоров, ведения переговоров, отдыха сотрудников;
3) вспомогательная — место для складирования упаковки от экспонатов, небольшого запаса информационно-рекламных материалов.
Часто при организации работы стенда остаются без внимания и «всплывают» в последнюю минуту, нарушая предварительно намеченные планы, следующие моменты:
|
|
— место для одежды. Одежда стендистов, ведущих переговоры посетителей, портфели и сумки, разбросанные по выставочному стенду, производят плохое впечатление. В комплекте выставочного оборудования обычно предлагаются вешалки или стационарные шкафы. Заказывая их, следует учитывать сезон: зимой места под одежду понадобится больше, а в теплый сезон можно ограничиться минимумом;
— место для отдыха. При длительной работе выставки, нестабильности потока посетителей необходимо предусмотреть место для кратковременного отдыха сотрудников и их питания;
— место для посуды и приготовления напитков. Если на стенде предусмотрено проведение переговоров, заключение контрактов, договоров, необходимо предусмотреть место для посуды, прохладительных напитков, приготовления чая или кофе;
— склад. Плохое впечатление производит стенд, загруженный пустыми коробками, портфелями и чемоданами. Если часть экспонатов и рекламно-информационных материалов предусмотрено хранить на стенде, то надо определить место для их хранения, закрытое от глаз посетителей;
— место для переговоров. При наличии шумных экспонатов или шумных экспонатов фирм, размещающихся рядом со стендом, следует предусмотреть закрытое помещение для переговоров. Шум от этих экспонатов может свести на нет усилия при переговорах с представителями фирм. В комнате для переговоров должны быть варианты договоров, коммерческих предложений, прайс-листы, рекламные материалы, чистая бумага;
— место для рекламных и информационных материалов. Папки стендистов должны находиться у них в руках или иметь постоянное место, которое не видно посетителям: такая папка отвлекает внимание посетителей, и некоторые хотят ее «забрать» с собой. На большинстве выставок принято раскладывать часть рекламных материалов, чтобы посетители брали их с собой. Запас таких материалов должен находиться на выставочном стенде. Место хранения выбирают в зависимости от объема и количества рекламных материалов: непосредственно на выставочной площади, на специальном открытом стеллаже или в шкафу. Помимо общедоступных материалов на стенде обычно находятся рекламные или информационные материалы для постоянных или солидных клиентов, руководителей фирм.
План стенда должен соотноситься с выбранным перечнем представляемых товаров и услуг. Для этого необходимо предусмотреть место для каждого экспоната. Расположение экспонатов — дело вкуса. Их можно расставить на одном уровне или на нескольких: все зависит от габаритов экспонатов, их внешнего вида и плана стенда. На туристских выставках в качестве экспонатов преобладают информационно-рекламные материалы, но при их размещении на стенде также следует руководствоваться общими правилами.
Так, например, располагая экспонаты, необходимо обратить внимание на следующее:
— прежде чем планировать расположение экспонатов, следует определить, в каком направлении будет двигаться основной поток посетителей. Обычно он идет от входных дверей к выходу или в направлении следующего зала. Следовательно, экспонаты должны быть расположены так, чтобы они были видны основному потоку посетителей;
— работающие стендисты не должны перекрывать посетителям обзор основных экспонатов;
— если на стенде есть экспонат или компьютер, которые во время демонстрации предположительно будут привлекать посетителей длительное время, следует предусмотреть место для них так, чтобы группа стоящих и разглядывающих их посетителей не мешала работе остальных стендистов и общему потоку посетителей на стенде;
— поясняющие надписи или плакаты должны размещаться рядом или над экспонатом. Надписи должны легко читаться от границы выставочного стенда.
|
|
Важно, чтобы перспективные товары, услуги и направления деятельности фирмы находились на самом выгодном, хорошо просматриваемом посетителями, месте.
Оформить стенд помогут плакаты, диаграммы, фотографии. Их количество, однако, не должно быть чрезмерным. Большое количество текстовой информации, рисунков, размещенное по всему выставочному стенду, перестает восприниматься и не усваивается посетителями.
Надписи и плакаты, расположенные рядом с экспонатами, должны взаимно дополнять друг друга. Насколько удачна комбинация из этих трех составляющих — размер модуля, экспозиция и экспонаты, — будет ясно в первые часы работы выставки: неправильное расположение или неполная информация вызывает много дополнительных вопросов со стороны посетителей.
Никогда нельзя считать работу по оформлению выставочного стенда законченной после открытия выставки, поскольку можно вносить корректировки, изменения, учитывать ошибки. Любая выставка — это процесс учебы: учатся все — и конкуренты, и партнеры. Поэтому каждый раз рекомендуется менять оформление и дизайн выставочного стенда.