Введение. Целью контрольно-курсовой работы является закрепление теоретических и методических знаний, полученных в результате изучения курса «Статистика»

Целью контрольно-курсовой работы является закрепление теоретических и методических знаний, полученных в результате изучения курса «Статистика», и получение практических навыков применения статистических методов и моделей при решении экономических задач и проведении социально-экономических исследований.

Контрольно-курсовая работа предусматривает проведение аналитических расчетов для решения задач по следующим основным темам:

1. Ряд распределения, вторичные группировки и графическое представление ряда распределения;

2. Абсолютные и относительные статистические показатели;

3. Средние величины;

4. Вариационный анализ;

5. Анализ рядов динамики;

6. Индексный метод анализа;

7. Метод выборочного наблюдения;

8. Корреляционно-регрессионный анализ.

Контрольно-курсовая работа оформляется на листах формата А4 или в ученической тетради в печатном (на одной странице листа) или письменном виде. Решение каждой задачи должно включать теоретические формулировки определяемых величин, расчетные формулы, представленные в общем виде с пояснениями всех входящих в нее величин, а также подробный расчет. Для каждой полученной величины необходимо указать соответствующую ей единицу измерения. Решение каждой задачи должно заканчиваться аргументированными выводами.

Контрольно-курсовая работа включает: титульный лист; формулировку и подробный ответ на теоретический вопрос; формулировку и решение задач; список литературы.

Выполненная и правильно оформленная контрольно-курсовая работа сдается преподавателю на проверку. В процессе сдачи контрольно-курсовой работы студент должен уметь объяснить решение каждой задачи, дать пояснения по использованию той или иной формулы, привести определение каждого рассчитываемого показателя. При необходимости, определяемой преподавателем, в контрольно-курсовую работу вносятся соответствующие исправления и дополнения. Правильно выполненная и оформленная контрольно-курсовая работа принимается преподавателем и является допуском к экзамену по курсу «Статистика». При непринятой (незачтенной) преподавателем контрольно-курсовой работе студент к сдаче экзамена не допускается.


Вариант № 1

Теоретический вопрос. Абсолютные статистические показатели.

Задача № 1. Для приведения к сопоставимому виду данных за два периода о затратах предприятий на рекламную деятельность, произвести перегруппировку данных за отчетный период.

Базовый период Отчетный период
Группы предприятий по затратам, млн.руб. Число предприятий в % к итогу Группы предприятий по затратам, млн.руб. Число предприятий в % к итогу
до 5 5-10 10-15 свыше 15   до 7 7-14 14-20 свыше 20  

Задача № 2. Имеются следующие данные о распределении рабочих по проценту допускаемого брака:

Процент брака Число рабочих Средний процент брака на одного рабочего Среднее квадратическое отклонение
до 1   0,8 0,67
1-3   2,3 0,65
3-5   3,7 0,51
5-7   5,9 0,48
свыше 7   7,8 0,82

Определить общую дисперсию допускаемого рабочими брака, применяя правило сложения дисперсий.

Задача № 3. По данным о выработке рабочих бригады за первые десять дней месяца, выявить основную тенденцию развития методом аналитического выравнивания.

Дата                    
Выработка, шт.                    

Вариант № 2

Теоретический вопрос. Многофакторный корреляционно-регрессион-ный анализ.

Задача № 1. По данным о месячной выработке 25 бригад построить графики ряда распределения.

Месячная выработка, шт. Число бригад
до 100  
100 - 105  
105 - 120  
120 - 130  
свыше 130  

Задача № 2. Представлены данные о среднесписочной численности рабочих предприятия с сезонным характером работы по месяцам за последние десять лет.

Среднесписочная численность, чел. Месяц работы предприятия
июнь июль август сентябрь
30 - 60        
60 - 90        
90 –120 -      

Определить межгрупповую дисперсию и тесноту связи между среднесписочной численностью и месяцем работы предприятия, если общая дисперсия равна 557,44.

Задача № 3. Имеются данные о добыче угля и его себестоимости по двум шахтам угольного бассейна:

Шахта Добыча угля, млн.т Себестоимость добычи 1 т, руб.  
базовый период отчетный период базовый период отчетный период
А Б 86,2 131,1 126,7 98,4 9,0 12,1 8,8 12,3  

Рассчитайте: а) индексы себестоимости фиксированного и переменного состава; б) индекс структурных сдвигов. Проанализируйте полученные результаты.


Вариант № 3

Теоретический вопрос. Предмет статистики.

Задача № 1. Имеются следующие данные о распределении предприятий отрасли по объему выпускаемой продукции:

Группы предприятий по объему выпуска, т. Число предприятий Объем выпуска в % к итогу
до 50    
50 - 70    
70 – 120    
120 – 200    
свыше 200    

Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы предприятий по объему выпуска продукции: до 40, 40-100, 100-160, свыше 160.

Задача № 2. Краткосрочные кредитные вложения в регионе за I полугодие характеризуются данными:

Месяц Кредитные вложения, млрд.руб.
январь февраль март апрель май июнь 5,0 5,5 6,0 8,0 12,0 15,0

По данным хронологического ряда определите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и прироста - базисные и цепные; абсолютное содержание одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице;

2) среднемесячный размер кредита за полугодие;

3) среднемесячный абсолютный прирост;

4) среднемесячный темп роста и прироста;

Покажите взаимосвязь между цепными и базисными темпами роста.

Спрогнозируйте месячные уровни кредитных вложений в III квартале 1994 г., если среднемесячный темп роста в этом периоде снизится на 4,6 пункта по сравнению с предыдущим. Постройте график динамики кредитных вложений с января по сентябрь.

Сделайте выводы.

Задача № 3. Имеются следующие данные:

Зерновые культуры Урожайность, ц/га Посевная площадь, га
       
Пшеница 16,6 17,1    
Рожь 8,2 10,0    
Овес 13,0 16,2    
Гречиха 5,8 6,4    

Определите индексы урожайности: а) фиксированного состава; б) переменного состава; в) индекс структурных сдвигов. Проверьте правильность вычислений через взаимосвязь индексов. Сделайте выводы.


Вариант № 4

Теоретический вопрос. Основные формы, виды и способы статистического наблюдения.

Задача № 1. По данным о месячном выпуске продукции предприятием за два года (млн.руб.), построить дискретный ряд распределения и изобразить его на графиках.

638 654 659 630 661 654 659 661 678 630 638 654

642 659 654 638 678 661 678 659 642 638 654 642

Задача № 2. Представлены данные о среднесписочной численности предприятия с сезонным характером работы по месяцам за последние десять лет.

Среднесписочная численность, чел. Месяц работы предприятия
июнь июль август сентябрь
30 – 60 60 - 90 90 - 120 120 - 150 - - - - - -

Определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.

Задача № 3. Исследовать сезонные колебания производства продукции на предприятиях отрасли по следующим данным:

Месяц      
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Вариант № 5

Теоретический вопрос. Статистический метод. Этапы статистического исследования.

Задача № 1. По данным о производственном стаже работников предприятия определить средний стаж, моду и медиану:

Производственный стаж, лет Число работников
до 5  
5-10  
10-15  
15-20  
20-25  
свыше 25  

Задача № 2. По данным о выработке шести рабочих бригады определить межгрупповую дисперсию и оценить влияние рабочей смены на их производительность труда, если общая дисперсия равна 12,2.

№ рабочего бригады Выработка рабочего, шт.
в I смену во II смену
     
     
     
     
     
     

Задача № 3. Имеются следующие данные о численном составе рабочих предприятия с сезонным характером работы с мая по сентябрь за 1993-1996 гг.

Месяц        
май        
июнь        
июль        
август        
сентябрь        

Исследовать сезонные колебания в численном составе рабочих предприятия.


Вариант № 6

Теоретический вопрос. Сущность, значение и виды статистических группировок.

Задача № 1. Имеются следующие данные о производстве продукции тремя рабочими бригады:

Рабочий Затраты времени на единицу продукции, мин. Время, в течение которого продукция производилась, ч.
     
     
     

Определить средние затраты времени этими рабочими на производство единицы продукции. Рассчитать моду и медиану затрат времени.

Задача № 2. В таблице представлены данные о выработке восьми рабочих бригады при работе в I и во II смену.

№ рабочего бригады Выработка рабочего, шт.
в I смену во II смену
     
     
     
     
     
б    
     
     

Рассчитать внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.

Задача № 3. Имеются следующие статистические данные о рождаемости в России за 1988—1992 гг.:

Год Число родившихся, тыс.чел.
  2348,5
  2160,6
  1988,9
  1794,6
  1595,2
   
   
   

Для анализа рождаемости в России за 1988—1992 гг. определите:

1) абсолютные и относительные изменения рождаемости за каждый год (цепные) и к 1988 г. (базисные). Полученные показатели представьте в таблице;

2) среднегодовой уровень рождаемости;

3) среднегодовой темп рождаемости;

4) ожидаемое число родившихся в 1993, 1994, 1995 гг., при условии; что среднегодовой темп рождаемости предыдущего периода сохранится на предстоящие три года.

Постройте график, динамики рождаемости за 1988 - 1995 гг.

Сделайте выводы.


Вариант № 7

Теоретический вопрос. Показатели вариации. Внутригрупповая и межгрупповая дисперсия.

Задача № 1. Требуется определить, среднюю урожайность картофеля по данным трех фермерских хозяйств. Рассчитать моду и медиану урожайности хозяйств.

Фермерское хозяйство Валовой сбор, тонн Урожайность, центнер/га
     
     
     

Задача № 2. Известна численность работников предприятия на некоторые даты 1996 г.: на 1/I - 720 чел., на 1/IV - 680 чел., на 1/VII- 712 чел., на 1/1X - 741 чел. и на 1/I 1997 г. - 735 чел.

Определить показатели динамики и их средние значения.

Задача № 3. Имеются данные о продаже шелковых тканей:

Вид тканей Товарооборот базового периода (в ценах базового периода), тыс.руб. Индивидуальные индексы физического объема реализации
    0,98 1,00 0,96

Вычислите:

а) среднее изменение физического объема их реализации в отчетном периоде по сравнению с базовым;

б) общий индекс цен, если известно, что товарооборот увеличился на 12%.


Вариант № 8

Теоретический вопрос. Уравнение регрессии, определение его параметров.

Задача № 1. Динамика сделки по объему продаж на товарно-сырьевой бирже характеризуется данными:

Товар Единица измерения Сентябрь Октябрь
объем продаж средняя цена единицы, руб. объем продаж средняя цена единицы, руб.
Растворимый кофе Цемент М-400 тыс. банок т.        

Определите:

1) индексы цен и объема продаж по каждому товару;

2) общие индексы цен и физического объема продаж:

3) изменение стоимости проданных товаров за счет изменения:

а) цен, б) объема продаж.

Задача № 2. Известны данные о средней выработке рабочего за первые шесть месяцев года.

Месяц года Средняя выработка рабочего, шт.
январь  
февраль  
март  
апрель  
май  
июнь  

Образовав две группы выработки по кварталам года, определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.

Задача № 3. Имеются следующие данные о реализации продукции в розничной сети области по кварталам за 1993-1995 гг. (млн.руб.)

Квартал      
I 161,9 150,0 162,1
II 122,8 103,1 136,8
III 134,4 114,4 129,1
IV 144,7 145,8 131,2

Исследовать сезонные колебания реализации продукции.


Вариант № 9

Теоретический вопрос. Сущность и задачи выборочного наблюдения.

Задача № 1. 4 бригады в течение месяца (22 рабочих дня) занимаются сборкой моторов. 1-я бригада собрала 500 моторов, 2-я - 450, 3-я - 480 и 4-я - 520. Определить сколько в среднем моторов собирала бригада за месяц и за день. Рассчитать моду и медиану.

Задача № 2. В таблице представлены данные об объеме выпуска продукции и среднесписочной численности рабочих предприятий отрасли.

Объем выпуска, млн.руб. Среднесписочная численность, чел.
200-240 240-280 280-320
100-150   - -
150-200      
200-250      
250- 300 -    

Определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутри-групповых.

Задача № 3. Среднее снижение цен на группу товаров в июле по сравнению с июнем составило 8,5%, а в августе по сравнению с июлем - 12%. Определите, как изменился физический объем реализации товаров в августе по сравнению с июнем, если товарооборот за этот период вырос в 2,1 раза (среднее изменение цен определялось с помощью цепных индексов с весами августа).


Вариант № 10

Теоретический вопрос. Сущность и значение индексного метода.

Задача № 1. Имеются следующие данные о распределении заводов отрасли по размеру производственной мощности:

Группы заводов по производственной мощности, тыс.тонн в год Удельный вес заводов в % к итогу
до 100  
100-200  
200-300  
300-400  
400-500  
500-600  
свыше 600  

По правилу моментов определить среднюю производственную мощность завода. Рассчитать моду и медиану ряда.

Задача № 2. В таблице представлены данные об объеме выпуска продукции и среднесписочной численности рабочих предприятий отрасли.

Объем выпуска, млн.руб. Среднесписочная численность, чел.
300-340 340-380 380-420
1000-1500   - -
1500-2000      
2000-2500 -    
2500-3000 -    

Определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутри-групповых.

Задача № 3. Имеются следующие данные о внутригодовой динамике поставки сырья на машиностроительное предприятие за 1993-1995 гг.

Квартал      
I 156,1 155,8 147,9
II 158,8 160,1 145,3
III 181,0 161,8 152,0
IV 193,6 179,6 165,1

Исследовать сезонные колебания в поставках сырья.


Вариант № 11

Теоретический вопрос. Статистический график, его элементы и правила построения.

Задача № 1. По данным о производстве продукции и среднегодовой выработке рабочего бригады определить среднюю производительность труда одного рабочего завода, а также моду и медиану среднегодовой выработки.

Номер бригады Объем выпуска, млн.руб. Среднегодовая выработка рабочего, млн.руб.
    6,3
    7,8
    8,1
    7,2
    6,9

Задача № 2. Имеются показатели распределения основных фондов по заводам отрасли:

Группы заводов по стоимости основных фондов, млн.руб. Число заводов Основные фонды в среднем на заводе, млн.руб. Групповые дисперсии
1,2 – 2,7   1,8 0,17
2,7 – 4,2   3,2 0,09
4,2 – 5,7   4,8 0,25
5,7 – 7,2   6,9 0,14

Определить общую дисперсию основных фондов, применяя правило сложения дисперсий.

Задача № 3. Для характеристики прожиточного минимума населения различных климатических зон проведено выборочное обследование 16 тыс.чел., на основе которого рассчитана стоимость набора 25 продуктов питания по нормам, соответствующим физиологическому прожиточному минимуму. Стоимость набора исчислена в расчете на душу населения, на неделю с 11/1 по 18/1 1994 г. в фактических ценах с учетом рынка. В результате обследования получены следующие сводные показатели:

Район Обследовано, тыс.чел., Средняя стоимость набора на душу населения, тыс.руб. Коэффициент вариации стоимости набора, %
Центральный Северо-Западный   7,6 9,2  

Определите:

1) среднюю недельную стоимость набора на душу населения но двум районам;

2) с вероятностью 0,954 пределы, в которых ожидается средненедельный прожиточный минимум на душу всего населения исследуемых районов.


Вариант № 12

Теоретический вопрос. Ряды распределения и их характеристики.

Задача № 1. Используя следующие данные о времени горения электроламп, рассчитать среднюю арифметическую методом моментов. Определить моду и медиану ряда.

Группы электроламп по времени горения, час Число электроламп, шт.
800-1000  
1000-1200  
1200-1400  
1400-1600  
1600-1800  
1800-2000  

Задача № 2. Имеются следующие данные о среднемесячной стоимости основных фондов предприятия.

Месяц                        
Среднемесячная стоимость ОПФ, млрд.руб.                        

Произвести выравнивание ряда динамики по прямой и выявить основную тенденцию поведения среднемесячной стоимости основных фондов предприятия.

Задача № 3. Динамика производственных показателей двух малых предприятий характеризуется данными:

№ пред-приятия Вид продукции Выработано продукции, тыс.ед. Себестоимость единицы продукции, тыс.руб.
III квартал IV квартал III квартал IV квартал
  А—1 Б—2        
  Б—2        

Определите:

I. Для предприятия № 1 по двум видам продукции:

а) общий индекс затрат на производство продукции;

б) общий индекс себестоимости продукции;

в) общий индекс физического объема продукции;

г) изменение суммы затрат за счет изменения себестоимости продукции и объема произведенной продукции.

II. Для двух предприятий по продукции Б-2:

а) индекс средней себестоимости;

б) среднее изменение себестоимости;

в) индекс структурных сдвигов (влияние на динамику средней себестоимости изменения структуры произведенной, продукции).

Поясните различия между индексами, вычисленными в пунктах I и II.


Вариант № 13

Теоретический вопрос. Виды статистических таблиц.

Задача № 1. Определить среднюю, моду и медиану по данным о загрузке 15 токарных станков цеха за смену, в %:

85, 64, 100, 76, 99, 100, 95, 87, 85, 100, 51, 74, 85, 61, 70

Задача № 2. Остатки вкладов населения в сберегательной кассе города в 1995 г. характеризуются следующими данными на начало месяца:

Месяц 1/I 1/II 1/III I/IV 1/V 1/V1 1/V11
Млн.руб 310,5 320,0 315,4 320,8 317,0 321,3 325,9

Рассчитать цепные и базисные показатели динамики и их средние значения.

Задача № 3. Динамика средних цен и объема продаж предприятиями розничной торговли города характеризуется следующими данными:

  Продано товара, шт. Средняя цена, тыс.руб.
базовый период отчетный период базовый период отчетный период
Государственное предприятие Стиральные машины Холодильники        
Частное предприятие Стиральные машины        

Определите:

1. Для государственного предприятия:

а) общие индексы товарооборота, цен и физического объема товарооборота, б) прирост товарооборота за счет изменения цен и объема продажи товаров.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

2. Для двух предприятий вместе (по стиральным машинам):

а) изменение средней цены по двум предприятиям;

б) влияние на динамику средней цены изменения цен и структуры продажи товаров.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

Сделайте выводы.


Вариант № 14

Теоретический вопрос. Анализ сезонных колебаний.

Задача № 1. По данным о распределении рабочих завода по выработке деталей за смену, определить среднедневную выработку одного рабочего, моду и медиану:

Выработка, шт. до 100 100-110 110-120 120-130 130-140 св. 140
Число рабочих            

Задача № 2. По данным о производстве сельскохозяйственной продукции произвести аналитическое выравнивание и определить общую тенденцию.

Год                  
Производство продукции, млн.т.                  

Задача № 3. Имеются следующие данные по предприятиям акционерного общества:

Предприятие Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн.руб. Производство продукции, млн руб.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Для изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и стоимостью произведенной продукции произведите группировку предприятий по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав 4 группы с равными интервалами. По каждой группе и в целом по совокупности предприятий подсчитайте: 1) число предприятий; 2) среднегодовую стоимость основных производственных фондов - всего и в среднем на одно предприятие; 3) стоимость продукции - всего и в среднем на одно предприятие; 4) фондоотдачу. Результаты представьте в виде групповой таблицы и дайте анализ ее показателей.

II. Для измерения тесноты связи между размером стоимости основных производственных фондов (факторный признак – x) и объемом произведенной продукции (результативный признак - y) определите коэффициент детерминации и корреляционное отношение.


Вариант № 15

Теоретический вопрос. Аналитические группировки.

Задача № 1. В течение рабочего дня (8 часов) шесть рабочих изготовляли одинаковые детали. В результате оказалось, что на изготовление одной детали первый рабочий затрачивал 20 мин., второй - 18, третий - 19, четвертый - 22, пятый - 24 и шестой - 18 мин.

Определить, сколько в среднем затрачивалось времени на изготовление одной детали. Рассчитать моду и медиану.

Задача № 2. Имеются следующие данные о среднем размере товарных запасов в универмаге по месяцам года:

Месяц                        
Средний размер товарных запасов, млн.руб.                        

Произвести сглаживание ряда товарных остатков универмага методом четырехчленной скользящей средней.

Задача № 3. Имеются следующие данные:

Товар Цена за 1 кг в базовом периоде, руб. Продано, т Индивидуальные индексы цен  
базовый период отчетный период  
 
 
А 0,50     1,01  
Б 1,20     0,85  
В 2,45     0,97  

Рассчитайте: а) индекс физического объема реализации;

б) индекс цен и индекс товарооборота.


Вариант № 16

Теоретический вопрос. Индексный анализ структурных сдвигов. Территориальные индексы.

Задача № 1. Требуется определить среднюю урожайность картофеля по данным трех фермерских хозяйств. Рассчитать моду и медиану урожайности хозяйств.

Фермерское хозяйство Посевная площадь, га Урожайность, центнер/га
     
     
     

Задача № 2. Для выявления основной тенденции произвести аналитическое выравнивание ряда динамики.

Год              
Производство продукции, млн.т. 7,5 7,1 7,2 7,4 7,3 7,6 8,0

Задача № 3. По данным выборочных социологических исследований негосударственных хозяйственных предприятий (различных форм собственности), проведенных в середине 1992 г. в г. Москве, получены следующие данные о распределении предпринимателей по возрасту:

Возраст предпринимателей, лет Численность, чел.
До 30 30 - 35 35 - 40 40 - 45 45 - 50 50 - 55 Свыше 55  
Итого  

По данным обследования определите:

1) средний возраст предпринимателей;

2) среднее квадратическое отклонение возраста;

3) коэффициент вариации;

4) с вероятностью 0,954 возможные пределы среднего возраста предпринимателей города.

Сделайте выводы.


Вариант № 17

Теоретический вопрос. Средняя величина как категория статистики. Средняя арифметическая и её свойства.

Задача № 1. Рабочие цеха предприятия следующим образом распределяются по стажу работы:

Стаж работы, лет              
Число рабочих              

Рассчитать показатели вариации.

Задача № 2. Имеются следующие данные о розничном товарообороте области по месяцам года:

Месяц                        
Товарооборот, млрд.руб. 12,6   12,3 12,5 12,7 12,8 12,6   13,1 12,9 12,8 13,1

Произвести сглаживание ряда динамики розничного товарооборота методом трехчленной скользящей средней.

Задача № 3. Определите снижение себестоимости в 1985 г. по сравнению с 1984 г. по всем видам изделий и сумму экономии от ее снижения по следующим данным:

Наименование детали Общие затраты на производство в 1985 г., тыс.руб. Изменение себестоимости одного изделья в 1985 г. по сравнению с 1984 г., %
Винт Гайка Болт 9,2 4,0 14,4 -5 +3 -7

Вариант № 18

Теоретический вопрос. Индексы в среднеарифметической и среднегармонической формах.

Задача № 1. Имеются следующие данные о распределении заводов отрасли по размеру производственной мощности:

Группы заводов по производственной мощности, тыс.тонн в год Удельный вес заводов в % к итогу
до 100  
100-200  
200-300  
300-400  
400-500  
500-600  
свыше 600  

По правилу моментов рассчитать дисперсию производственной мощности завода.

Задача № 2. Имеются следующие данные о производстве продукции за 8 лет:

Год                
Тыс.шт.   70,1 74,6 77,4 79,2 85,3 86,9 85,7

Рассчитать цепные и базисные показатели динамики и их средние значения.

Задача № 3. Имеются следующие данные о численном составе рабочих предприятия с сезонным характером работы с мая по сентябрь за 1994-1996 гг.

Месяц      
май      
июнь      
июль      
август      
сентябрь      

Исследовать сезонные колебания в численном составе рабочих предприятия.


Вариант № 19

Теоретический вопрос. Определение тесноты корреляционной связи.

Задача № 1. Используя следующие данные о времени горения электроламп, рассчитать дисперсию ряда методом моментов.

Группы электроламп по времени горения, час Число электроламп, шт.
800-1000  
1000-1200  
1200-1400  
1400-1600  
1600-1800  
1800-2000  

Задача № 2. Краткосрочные кредитные вложения в регионе за I полугодие характеризуются данными:

Месяц Кредитные вложения, млрд.руб.
январь февраль март апрель май июнь 5,0 5,5 6,0 8,0 12,0 15,0

По данным хронологического ряда определите:

1) абсолютные приросты, темпы роста и прироста - базисные и цепные; абсолютное содержание одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице;

2) среднемесячный размер кредита за полугодие;

3) среднемесячный абсолютный прирост;

4) среднемесячный темп роста и прироста;

Покажите взаимосвязь между цепными и базисными темпами роста.

Спрогнозируйте месячные уровни кредитных вложений в III квартале 1994 г., если среднемесячный темп роста в этом периоде снизится на 4,6 пункта по сравнению с предыдущим.

Постройте график динамики кредитных вложений с января по сентябрь.

Сделайте выводы.

Задача № 3. Динамика сделки по объему продаж на товарно-сырьевой бирже характеризуется данными:

Товар Единица измерения Сентябрь Октябрь
объем продаж средняя цена единицы, руб. объем продаж средняя цена единицы, руб.
Растворимый кофе Цемент М-400 тыс. банок т.        

Определите:

1) индексы цен и объема продаж по каждому товару;

2) общие индексы цен и физического объема продаж:

3) изменение стоимости проданных товаров за счет изменения:

а) цен, б) объема продаж.


Вариант № 20

Теоретический вопрос. Определение основной тенденции динамики на основе укрупнения интервалов и скользящей средней.

Задача № 1. По данным о выполнении работ строительными организациями за год определить дисперсию объема работ применяя метод отсчета от условного нуля.

Группы строительных организаций по объему работ, млн.руб. Число организаций
300 - 500  
500 - 700  
700 - 900  
900 – 1100  
1100 – 1300  
1300 – 1500  
свыше 1500  

Задача № 2. В таблице представлены данные об объеме выпуска продукции и среднесписочной численности рабочих предприятий отрасли.

Объем выпуска, млн.руб. Среднесписочная численность, чел.
100-150 150-200 200-250
400 - 600     -
600 - 800      
800 - 1000 -    

Определить межгрупповую дисперсию и тесноту связи между объемом выпуска и среднесписочной численностью рабочих на предприятии, если общая дисперсия равна 22400.

Задача № 3. Динамика производственных показателей двух малых предприятий характеризуется данными:

№ предприятия Вид продукции Выработано продукции, тыс.ед. Себестоимость единицы продукции, тыс.руб.
III квартал IV квартал III квартал IV квартал
  А—1 Б—2        
  Б—2        

Определите:

I. Для предприятия № 1 по двум видам продукции:

а) общий индекс затрат на производство продукции;

б) общий индекс себестоимости продукции;

в) общий индекс физического объема продукции;

г) изменение суммы затрат за счет изменения себестоимости продукции и объема произведенной продукции.

II. Для двух предприятий по продукции Б-2:

а) индекс средней себестоимости;

б) среднее изменение себестоимости;

в) индекс структурных сдвигов (влияние на динамику средней себестоимости изменения структуры произведенной продукции).

Поясните различия между индексами, вычисленными в пунктах I и II.


Вариант № 21

Теоретический вопрос. Графическое изображение динамики социально-экономических явлений.

Задача № 1. Глубина скважин в районе бурения характеризуется следующими данными:

Группы скважин по глубине, м. Число скважин в % к итогу
200 - 400  
400 - 600  
600 - 800  
800 - 1000  
1000 - 1200  
1200 - 1400  

Определить дисперсию и среднее квадратическое отклонение применяя метод моментов.

Задача № 2. По следующим данным о распределении 100 рабочих одного цеха предприятия по величине месячной заработной платы определить среднюю заработную плату, приходящуюся на одного рабочего, а также моду и медиану:

Группы рабочих по величине месячной зарплаты, тыс.руб. Число рабочих, %
до 400  
400 - 600  
600 - 800  
800 - 1000  
свыше 1000  

Задача № 3. Для изучения опыта предпринимательской деятельности проведено выборочное обследование предпринимателей региона по стажу работы. Результаты обследования представлены в виде статистического ряда распределения.

Стаж, лет Численность предпринимателей, чел.
до 1 года 1 – 2 2 – 3 3 – 5 5 – 7 свыше 7  
   

Но данным выборочного обследования определите:

1) средний стаж работы предпринимателей;

2) дисперсию и среднее квадратическое отклонение стажа;

3) коэффициент вариации;

4) с вероятностью 0,954 возможные пределы в которых ожидается:

а) средний стаж работы предпринимателей региона;

б) доля предпринимателей с опытом работы свыше 5 лет.


Вариант № 22

Теоретический вопрос. Определение основной тенденции динамики методом аналитического выравнивания.

Задача № 1. По результатам весенней экзаменационной сессии одного курса студентов получено следующее распределение оценок по баллам:

Балл оценки знаний студентов        
Число оценок, полученных студентами        

Рассчитать средний балл курса. Определить моду и медиану предлагаемого ряда.

Задача № 2. Имеются следующие данные о часовой производительности труда рабочих цеха:

Группы рабочих по часовой производительности, шт. Число рабочих Средняя выработка на одного рабочего, шт. Групповая дисперсия
9 – 10   9,5 0,25
10 – 12   11,6 0,23
12 – 14   13,4 0,23
14 – 17   16,4 0,53

Определить общую дисперсию часовой производительности труда рабочих, применяя правило сложения дисперсий.

Задача № 3. Динамика средних цен и объема продажи предприятиями розничной торговли города характеризуется следующими данными:

  Продано товара, шт. Средняя цена, тыс.руб.
базовый период отчетный период базовый период отчетный период
Государственное предприятие Стиральные машины Холодильники        
Частное предприятие Стиральные машины        

Определите:

1. Для государственного предприятия:

а) общие индексы товарооборота, цен и физического объема товарооборота;

б) прирост товарооборота за счет изменения цен и объема продажи товаров.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

2. Для двух предприятий вместе (по стиральным машинам):

а) изменение средней цены по двум предприятиям;

б) влияние на динамику средней цены изменения цен и структуры продажи товаров.

Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.

Сделайте выводы.


Вариант № 23

Теоретический вопрос. Аналитические показатели ряда динамики.

Задача № 1. По нижеследующим данным рассчитайте среднюю купюрность денег, выпущенных в обращение, а также моду и медиану купюрности денег:

  Достоинство купюр
1 коп. 5 коп. 10 коп. 50 коп. руб. 2 руб. 5 руб. 10 руб. 50 руб. 100 руб. 500 руб.
Выпущено в обращение, млн.                      

Задача № 2. Имеются данные об изменении объемов промышленного производства России:

Месяц Темп роста общего объема в % к декабрю 1994 г. Месяц Темп роста общего объема в % к декабрю 1994 г.
1995г. 1996 г. 1995г. 1996 г.
Январь 92,0 88,0 Июль 86,3 83,9
Февраль 90,5 86,2 Август 93,0 84,2
Март 94,0 91,0 Сентябрь 92,6 85,0
Апрель 88,2 88,2 Октябрь 94,0 91,8
Май 89,0 84,0 Ноябрь 91,8 86,3
Июнь 90,7 83,8 Декабрь 92,2 87,1

Проанализируйте сезонные изменения промышленного производства на основе индекса сезонности.

Задача № 3. Имеются данные о ценах и количестве проданных товаров:

Вид товара Ед.изм. Цена за единицу, руб. Реализовано, тыс.ед.
Предыдущий период Отчетный период Предыдущий период Отчетный период
Мясо кг.   20 000    
Молоко л.        

Определите: 1) общий индекс цен; 2) общий индекс физического объема товарооборота; 3) общий индекс товарооборота. Сделайте выводы и покажите взаимосвязь индексов.


Вариант № 24

Теоретический вопрос. Виды средних величин.

Задача № 1. Имеются данные о посевной площади, урожайности и валовом сборе в двух районах области зерновых культур:

Номер хозяйства Первый район Второй район
Валовой сбор, ц Урожайность, ц/га Урожайность, ц/га Посевная площадь, га
         
         
         

Определите среднюю урожайность зерновых в каждом из районов области. Сравните полученные данные по районам. Укажите виды рассчитанных средних величин. Сделайте выводы.

Задача № 2. По одному из сельскохозяйственных предприятий области имеются следующие данные о динамике валового сбора зерновых культур:

Год                      
Валовой сбор, т                      

Для анализа динамики производства зерновых культур найдите:

а) среднегодовой валовой сбор зерновых культур;

б) базисные, цепные и среднегодовые показатели абсолютного при-роста, темпов роста и темпов прироста производства зерновых культур;

в) на основе средних абсолютных приростов и темпов роста определите ожидаемый уровень валового сбора зерновых культур в 1998 году.

Задача № 3. Известны следующие данные по фарфорофаянсовому заводу:

Вид изделия Предыдущий год Отчетный год
Затраты труда на единицу изделия, чел.-час Произведено продукции, шт. Затраты труда на единицу изделия, чел.-час Произведено продукции, шт.  
Сервизы 5,0   5,5  
Вазы 3,0   2,8  

Определите: 1) общий индекс трудоемкости изделия; 2) общий индекс физического объема продукции; 3) общий индекс затрат на всю продукцию; 4) абсолютное изменение общих затрат труда - всего и в том числе за счет изменений в трудоемкости и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: