Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как де­ловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испы­тывает на себе влияние специфических социально-эко­номических, политических и культурных особенностей каждой страны.

Законодательство России о бухгалтерском учете ус­танавливает единые правовые и методологические осно­вы организации и ведения бухгалтерского учета в Рос­сийской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

­ обеспечение единообразного ведения учета имуще­ства, обязательств и хозяйственных операций, осу­ществляемых организациями;

­ составление и представление сопоставимой и досто­верной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бух­галтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные доку­менты: федеральные законы, указы президента РФ и постановления Правительства РФ.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы -в Федераль­ном законе от 6 декабря 2011г. № 406-ФЗ «О бухгал­терском учете». Данный закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его зада­чи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, а так­же взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второй группе относятся нормативные докумен­ты, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Минфином России, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предос­тавлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства РФ Минфин России раз­работал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федера­ции от 29 июля 1998 г. № 34н, действие которого распро­страняется на все организации, находящиеся на террито­рии Российской Федерации, за исключением Банка Рос­сии и кредитных организаций.

На основе Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бух­галтерского учета, в достижении единообразного содер­жания терминологии бухгалтерского учета, в едином под­ходе к построению форм и толкованию показателей фи­нансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), так же как и документы пер­вого уровня, носят строго обязательный характер. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ.

К третьей группе документов нормативного регу­лирования бухгалтерского учета относятся методологи­ческие документы: инструкции; рекомендации; методи­ческие указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединения­ми профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят ре­комендательный, разъясняющий и уточняющий харак­тер по отношению к документам более высоких уровней.

Рабочие документы, формирующие учетную поли­тику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутрен­него регламентирования хозяйственной деятельности организации, составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руково­дителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

­ выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулирова­нию бухгалтерского учета первого и второго уров­ней нормативных документов;

­ способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

­ особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спе­цификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.).

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а так­же порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: