Индивидуальное консультирование взрослых людей: развитие самосознания и самопомощи

Согласно гуманистической парадигме психологии индивидуальное психологическое консультирование проводится прежде всего с целью помощи личности в процессе ее становления для того, чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями. Между психологом и клиентом устанавливаются определенные взаимоотношения, которые характеризуются сотрудничеством, взаимопониманием и абсолютным положительным принятием. В рамках данного направления различают три, ставших классическими, основных течения: экзистенциальное, центрированное на клиенте (роджерианское) и гештальт-консультирование.

Основная предпосылка психологической позиции в рассматриваемой парадигме – позиция понимания клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем, на его “Я”. Поэтому главная профессиональная обязанность психолога-консультанта – создать соответствующий психологический климат, в котором бы клиент с интересом открывал для себя мир собственной психической реальности, признавая эту реальность безусловно самоценной. Блистательный детский и семейный психолог, психотерапевт Вирджиния Сатир, занимаясь вопросами развития личности, провозгласила «Декларацию самоценности»:

«Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрал (а) это…

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе…» (Сатир В., 1992. С. 22-23).

В экзистенциальном консультировании основная цель заключается в том, чтобы помочь клиенту обрести смысл своей собственной жизни, осознать личностную свободу и ответственность, а также открыть свой потенциал как личности в открытом полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциального консультирования выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным жизненным миром, само существование которого есть самоценность.

В роджериаском консультировании главной целью является помощь в личностном росте, развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а целью для консультанта выступает создание соответствующего психологического климата и терапевтических отношений. По мнению К. Роджерса, именно отношения между психологом и клиентом, в которых сказывается глубокое уважение к человеку, вера в его способности, - есть главное условие положительных личностных изменений.

В гештальт-консультировании основной целью является помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные: обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания, смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности, обнаружение психологических блоков, препятствующих росту и изживание их.

Основные психотехники в экзистенциальной парадигме, роджерианском и гештальт-консультировании.

Представители европейской и американской экзистенциальной психологии отвергают значимость каких-либо психотехник в консультативной работе. Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мей, И. Ялом и др. всячески подчеркивали значение процессов понимания, осознания и принятия решений, то есть тех личностных действий, которые отвергают какую-либо “методику” консультирования, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопереживать. Тем не менее, эти умения представляют собой определенные конструкции действий, а именно: упор на развитие самосознания, культивирование свободы и ответственности, помощь в открытии и созидании смысла жизни, поощрение открытого высказывания клиентом своих чувств, работа с тревогой. В экзистенциальном консультировании особую ценность имеют взаимоотношения консультанта с клиентом. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим – источник сильных воздействий и личностный изменений. Уважение, доверие и вера в клиента, самораскрытие и честность по отношению к себе, отказ от манипулирования и готовность принять отношение к себе со стороны клиента – такова сущность этих отношений. Равноправность позиций психолога и клиента, взаимная приверженность риску и ответственности при предоставлении другому права выбора – в этом выражается новый уровень отношения к человеку и построению консультационного процесса в целом.

В концепции К. Роджерса выделяются этапы консультативного процесса, которые могут быть отнесены к методической стороне подхода. Первый этап характеризуется заблокированностью внутренней коммуникации у клиента (отсутствуют “Я-сообщения”, отрицается наличие проблемы, отсутствует желание к изменениям). На втором этапе наступает момент самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства и проблемы. На третьей и четвертой стадиях происходит развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности. На следующей, пятой стадии происходит процесс отнесения к феноменологическому миру как к своему, возрастает потребность быть собой. На шестой стадии, на которой развивается конгруэнтность, самопринятие и ответственность, устанавливается свободная внутренняя коммуникация. Происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое. На седьмой стадии, стадии личностных изменений, открытости себя миру наступает состояние конгруэнтности с собой и миром, открытость новому опыту (К. Роджерс, 1994).

В гештальт- консультировании клиентам отводится активная роль, включающая право на собственные интерпретации, позиции, на осознавание схем своего поведения в жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание, причем вербализация чувств менее важна, чем готовность принять сам процесс переживания, в котором он на самом деле будет испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них. Ф. Перлс, основатель направления, изначально поставил проблему выживания здоровой личности в нездоровом обществе. Психологическая помощь клиенту состоит в осознании и сосредоточенности человека на настоящем моменте.

Зоны осознания выделяются следующие:

1. Внутренняя – включает процессы, происходящие в теле.

2. Внешняя – представляет собой окружающий мир, внешнюю среду, с которой мы связаны посредством информационных и сенсорных сигналов.

3. Средняя, или зона фантазии – представлена продукцией психического мира – мыслями, фантазиями, чувствами, отношениями и пр.

По мнению Ф. Перлза, неадекватное поведение личности возникает вследствие повышенной сосредоточенности на средней зоне за счет исключения из сознания внутренней и внешней зон.

Такая тенденция уводит человека из реальности в фиктивный мир обращенности в прошлое или проецирования в будущее, в то время как спонтанная деятельность организма протекает в настоящем моменте, «здесь и сейчас». Таким образом, выпадая из реальности, индивид теряет непосредственную, органическую связь с миром и оказывается под властью призраков, а его поведение становится невротичным.

Гештальт – подход поощряет выражение клиентом задержанных чувств, их переработку, способствуя тем самым личностной интеграции. «Уровни невротичности» - понятие, разработанное Ф. Перлзом. Согласно ему структура личности сравнима с луковицей; чтобы достичь личностной зрелости, нужно сбросить 5 слоев невротичности:

1. Слой фальшивого ролевого поведения (стереотипы, игры, роли).

2. Слой фобий, на котором клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

3. Слой «тупика и отчаяния» - это моменты, связанные с ощущением своей собственной беспомощности.

4. Слой доступа к своему подлинному «Я», когда человек в муках отчаяния переживает свою решимость принять ситуацию и справиться с ней.

5. Слой «эмоционального взрыва», когда клиент срывает с себя фальшивое и наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я» (Дж. Энрайт, 1994).

Принятие ответственности за себя - э то понятие является наиболее важным в этом направлении. Считается, что причиной любого невротического механизма является неспособность индивидуума принять ответственность за свое «Я». Понимание смысла этого положения вложено Ф. Перлзом в созданную им «Молитву гештальтиста»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: