Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной — по-старому. Для чего это нужно?
Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда, даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения.
Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.
В заключение методического раздела выделим его ключевые понятия:
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
|
|
ЭКСПЕРИМЕНТ
НАУЧНЫЙ ФАКТ
ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ГИПОТЕЗА
СПЛОШНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
ОПРОС
ИНТЕРВЬЮЕР
АНКЕТИРОВАНИЕ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
ИНТЕРВЬЮ
РЕСПОНДЕНТ
НАБЛЮДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Литература
1. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — М., 1987.
2. Современная западная социология. Словарь. — М., 1990.
3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.
4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
5. Фролов С. С. Социология. — М., 1994.
6. Очерки по истории теоретической социологии XIX — нач. XX вв.-М., 1994.
7. Основы социологии. — М., 1993.
8. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994.
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ