Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Функции внимания (вычленение для анализа части среды, активизация сознания, обеспечение избирательности познавательных процессов). Физиологические механизмы внимания. Распределение и взаимодействие возбуждения и торможения в коре головного мозга (концепция И.П. Павлова). Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Внимание и состояние бодрствования мозга (назначение ретикулярной формации). Внимание и врожденный ориентировочный рефлекс. Внимание и лобные доли головного мозга.
Направленность (внешняя или внутренняя), степень (интенсивность) и объем внимания. Классификация видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, природное и социально обусловленное, чувственное и интеллектуальное. Ограниченность объема внимания, активность, предметность, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость как основные свойства внимания. Психологические теории внимания. Исследование внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования внимания. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (концепция П.Я. Гальперина). Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека (теория внимания Т. Рибо). Речь и внимание.
|
|
Индивидуальные особенности внимания. Внимание и внимательность, внимание и интерес. Этапы развития внимания (концепция Л.С. Выготского). Причины неустойчивости внимания. Рассеянность, ее виды, способы борьбы с ней. Беспечность (первичная и вторичная). Способы поддержания устойчивого внимания.
Практическое занятие: Психология внимания.
Самостоятельная работа. Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (концепция П.Я. Гальперина). Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека (теория внимания Т. Рибо). Индивидуальные особенности внимания. Способы поддержания устойчивого внимания.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 7, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 24], дополнительная: [1, 2, 10, 15, 16, 20, 22, 27, 30, 33, 40, 43, 44, 48].
Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы.