Понятие метода экономического анализа

Метод экономического анализа – это совокупность приемов и способов исследования экономических явлений и процессов путем установления и определения взаимосвязи и изменения их параметров, количественного и качественного оценивания влияния отдельных факторов и их совокупности на это изменение.

Методические приемы экономического анализа.

Эвристические методы Расчетно-аналитические приемы Экономико-математические
Прием Дельфы Сравнение Теория игр
Мозговой штурм Относительные величины Матричный метод анализа
Морфологический ящик Средние величины Теория массового обслуживания
Ассоциации и аналогии Исследование рядов динамики Оптимизационные методы
Коллективный блокнот Индексы Линейное и нелинейное программирование
Контрольные вопросы Балансовое обобщение  
Инверсии Графическое и табличное отражение данных  
Типологии Факторный анализ  
Паутина    

Все объекты экономического анализа отражаются в системе показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.

По своему с одержанию показатели делятся на к оличественные и качественные.

По способу оценки аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные.

При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.

По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расходов сырья, материалов и т.д), плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия), отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности), аналитические (оценочные) которые используются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

В зависимости от объекта анализа показатели группируются в следующие подсистемы (см. рис.1).

Рис.1. Система показателей комплексного экономического анализа.

Показатели исходных условий деятельности предприятий характеризуют:

- наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

- организационно-технический уровень предприятия, т.е. его производственную структуру, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень автоматизации и механизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.

- уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукции, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.

Показатели первой подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели.

Основными показателями подсистемы 2 являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наравне с этими показателями большое значение имеют и другие, например выработка продукции за 1 машино-час, коэффициент использования имеющегося оборудования и т.д.

В подсистеме 3 основными показателями является материалоемкость, материалоотдача, стоимость используемых предметов труда за анализируемый период, они тесно связаны с показателями системы 5,6,78.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на гривну заработной платы.

В 5 блок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции ее качество и ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. Они тесно связаны с показателями всех последующих блоков.

Показатели шестого блока это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции в том числе по элементам и статьям калькуляции, и центрам ответственности, а также затраты на гривну продукции, себестоимость отдельных изделий и др.

От уровня себестоимости непосредственно зависят показатели: прибыль предприятия, уровень рентабельности и т.д. (блок 7).

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности. К этой же подсистеме относятся показатели платежеспособности, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности, риск банкротства, зона безубыточности, финансовая устойчивость предприятия и т.д.

Они зависят от показателей предыдущих систем, и в свою очередь влияют на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и других ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: