Программные системы анализа данных принято называть системами поддержки принятия решений - СППР (Decision Support Systems - DSS). Основная цель СППР - предоставить аналитикам инструмент для выполнения всестороннего анализа данных. Она не предлагает правильные решения, а только снабжает аналитика данными для изучения и анализа, именно поэтому такие системы обеспечивают выполнение всех функций поддержки принятия решений.
Обобщенная архитектура СППР, состоящая из трех основных этапов, представлена на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Обобщенная архитектура СППР
По степени выполнения III этапа в обобщенной структуре СППР можно выделить следующие подсистемы:
· информационно-поисковую - осуществляется поиск необходимых данных в соответствии с заранее определенными запросами (этот класс задач решается построением систем информационно-поискового анализа на базе реляционных СУБД и запросов с использованием языка SQL);
· оперативно-аналитическую — производит группировку и обобщение данных в любом виде, необходимом аналитику (этот класс задач решается построением систем оперативного анализа с использованием технологии оперативной аналитической обработки данных OLAP (OnLine Analytical Processing - аналитическая обработка в реальном времени), применяющей многомерный анализ данных);
|
|
· интеллектуальную — осуществляет поиск функциональных и логических закономерностей в накопленных данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные закономерности и/или с определенной вероятностью прогнозируют развитие некоторых процессов (этот класс задач решается построением систем интеллектуального анализа, реализующего методы и алгоритмы Data Mining).
Одним из подходов к разработке системы принятия решений в банке является подход, ориентированный на интеграцию двух взаимосвязанных информационных технологий: технологии построения информационных хранилищ данных (ИХД) и технологии интеллектуального анализа данных (Data Mining).
Информационные хранилища данных - это совокупность программно-аппаратных средств, позволяющих предоставлять данные в целостном виде для последующего анализа и принятия управляющих решений.
В основе создания ИХД лежит принцип разделения данных, используемых для оперативной обработки и решения задач анализа. Это разделение позволяет оптимизировать как структуру данных оперативного хранения для выполнения операций ввода, модификации, удаления и поиска, так и структуры данных, используемых для анализа (для выполнения аналитических запросов). Разные оперативные источники данных (системы управления) могут содержать данные, описывающие одну и ту же предметную область по множеству признаков (документам, счетам, клиентам и т.д.), что позволяет в ИХД интегрировать информацию, отражающую разные признаки.
|
|
Для формирования аналитических запросов к данным и представления результатов их выполнения в СППР нужно использовать подсистему оперативного анализа OLAP, под которой понимается технология оперативной аналитической обработки данных, применяющая методы и средства для сбора, хранения и анализа многомерных данных в целях поддержки процессов принятия решений. Основное ее назначение — поддержка аналитической деятельности и произвольных запросов специалистов банка.
В процессе принятия решений пользователь анализирует состояние банковской деятельности. Для этого наиболее удобным способом ее представления служит многомерная модель или гиперкуб, ребрами которого являются измерения, например, одно ребро — стоимость банковских продуктов, которая должна быть увязана с их категориями (другое ребро), со спросом на него в конкретном регионе (третье ребро) и т.д. Это позволяет анализировать данные сразу по нескольким измерениям, т.е. выполнять многомерный анализ.
С многомерным анализом данных тесно связан оперативный анализ, результатом которого является оперативное принятие управленческих решений, что реализуется средствами OLAP-систем.
Для оперативной обработки текущих данных используются базы данных системы OLTP (On-Line Translation Processing — процессы транзакций в линии связи). Они основаны на постоянном обновлении информации в базе, данные регулярно добавляются, удаляются, корректируются. Важной задачей также является надежное обеспечение транзакций. В этом случае под транзакцией понимается изменение состава данных в базе во время короткого по времени цикла взаимодействия с ней (запрос — выполнение — ответ) по линиям связи.
СППР могут успешно применяться для автоматизации в банках следующих направлений деятельности: стратегического управления, управленческого учета, бюджетного управления, управления ликвидностью, кредитным портфелем, управления данными о клиентах и др.
Рассмотрим автоматизацию задач стратегического управления в банке.
Целью стратегического управления деятельности банка является поиск оптимального соотношения между прибыльностью различных видов банковской деятельности, а также уровнями рисков. Оно позволяет выполнять следующий широкий комплекс задач:
· анализ и прогнозирование банковской деятельности;
· оценку уровня конкуренции и конкурентной позиции банка;
· согласование набора, приоритетов и последовательности достижения стратегических целей и действий;
· поддержку принятия решений по выбору целей и действий;
· ранжирование вариантов развития по различным критериям, задаваемых аналитиком банка, и поддержку принятия решения по выбору оптимального пути развития;
· поддержку разработки функциональных стратегий и согласование планов мероприятий;
· согласование, установку и мониторинг системы ключевых показателей для отслеживания эффективности реализации стратегии.
Автоматизированная система стратегического управления банка включает технологию и инструменты разработки стратегических планов развития банка и обеспечивает поддержку принятия управленческих решений при выборе направлений развития, мониторинг и контроль исполнения стратегии.
Автоматизированная система стратегического управления состоит из следующих основных функциональных блоков:
· макроэкономического анализа и прогноза;
· анализа конкурентной среды;
· формализации экспертных знаний;
· стратегического бюджетирования;
· ключевых показателей.
|
|
Ядром системы стратегического управления является блок формализации экспертных знаний, предназначенный для принятия стратегических решений и тесно связанный с блоками стратегического бюджетирования и ключевых показателей.
Блок стратегического бюджетирования позволяет рассматривать различные направления финансового развития банка, а блок ключевых показателей обеспечивает основу для разработки финансовой стратегии банка.
С помощью блока макроэкономического анализа и прогноза удается выявить объективные оценки текущего состояния макроэкономической среды и ее прогнозирования (экономики, финансовых рынков, денежной массы в стране и т.д.). Он позволяет накапливать в систематизированном виде и анализировать данные по основным показателям финансового рынка. При этом взаимосвязь с блоком анализа конкурентной среды дает возможность оценивать влияние внешних факторов показателей на стратегически значимые показатели банковского сектора, обеспечивая поддержку принятия управленческих решений банком на рынке банковских продуктов и услуг.
Блок анализа конкурентной среды предназначен для объективных оценок конкурентной среды и выявления ее тенденций, анализа конкурентной позиции банка. Этот блок позволяет накапливать в систематизированном виде и анализировать в динамике данные по банковскому сектору РФ.
С помощью блока формализации экспертных знаний удается выявить, ранжировать и согласовать информацию о стратегических целях банка. Этот блок позволяет провести сбор экспертных знаний менеджмента о рыночных возможностях, сильных и слабых сторонах банка и формализовать данные знания, представив их в наглядном графическом виде.
Экспертные знания менеджмента увязываются с информацией, получаемой из блока макроэкономического анализа и прогноза и блока анализа конкурентной среды, т.е. с объективно оцененной ситуацией на рынке. Этим обеспечивается развитие банка как самообучающейся организации.
Таким образом, система поддержки принятия решений предполагает владение актуальной всеобъемлющей информацией о состоянии и тенденциях развития банковского бизнеса и является эффективным средством управления банком.
|
|
Тема: финансы и финансовая деятельность государства.
Вопросы:
1. Понятие финансов и их функции.
2. Понятие и структура финансовой системы РБ.
3. Цели, задачи, методы финансовой деятельности государства.
4. Принципы финансовой деятельности.
5. Субъекты финансовой деятельности.
1. Finare - денежный платёж, financia - денежный платёж, окончание спора - с латинского.
Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих при распределении внутреннего валового продукта и части национального дохода в процессе аккумуляции, распределения и перераспределения денежных средств, обеспечивающих функционирование государства (содержательный аспект).
Функции финансов:
1. Распределительная (организация эффективного и сбалансированного распределения и перераспределения национального дохода)
2. Контроль (объективное отражение в виде числовых показателей процесса распределения, перераспределения и использования национального дохода)
3. Регулирующая (возможность государства воздействовать на общественные отношения посредством экономических механизмов)
4. Стабилизационная (обеспечение стабильных социально-экономических условий в неблагоприятной экономической ситуации)
Главная функция ЦБ - стабилизация экономической системы государства: он накапливает денежные средства, чем потом и финансирует иные банки государства. Снижение ставки рефинансирования - хороший выход для поднятия банков, сохранить их на плаву в кризисный период.
Финансы (материальный аспект) - денежные ресурсы, сконцентрированные государством в централизованных и децентрализованных денежных фондах, являющихся материальной основой для деятельности государства.
Денежный фонд - относительно обособленная часть денежных ресурсов, обеспечивающая реализацию публичных функций государства. Денежные фонды - централизованные и децентрализованные.
Централизованный денежный фонд - финансовые ресурсы, непосредственно поступающие во владение, пользование и распоряжение публично-правовых образований в лице соответствующих органов - республиканские и коммунальные: бюджеты всех уровней. Группы централизованных денежных фондов: страховые фонды (государственные) - фонд социального страхования населения - внебюджетный, но в соответствии с Законом о бюджете остатки средств этого фонда зачисляются в бюджет - особый; кредитный фонд НБ.
Децентрализованные денежные фонды - относительно обособленные денежные ресурсы, формирование которых, а также владение, пользование и распоряжение осуществляется юридическими лицами разных форм собственности: в распоряжении государственных юрлиц и в распоряжении негосударственных юрлиц.
Финансовая система - совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов и соответствующих им финансовых институтов, а также связи и взаимодействия между этими институтами.
Финансовый институт - совокупность внутренне однородных денежных отношений в публичной сфере.
Финансовая система (институциональный аспект) - совокупность госорганов специальной компетенции, которые регулируют финансовые процессы.
Финансовая деятельность государства - деятельность публично-правовых образований в лице уполномоченных органов и учреждений по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и созданию оптимальных побудительных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов в процессе реализации этими образованиями их публичных функций.
Особенности финансовой деятельности государства:
1. Эта деятельность носит межотраслевой характер
2. В реализации этой деятельности задействованы все госорганы, даже суды (контроль за порядком и размером взимания госпошлины и так далее)
3. Они являются частью управленческой деятельности
4. Опосредуется в правовых формах
Советский Союз развалился экономически в самую первую очередь.
Методы финансовой деятельности:
1. Мобилизация денежных ресурсов: методы обязательных платежей (налоги, сборы, отчисления от прибыли высокорентабельных предприятий и так далее); метод добровольных платежей (пожертвования, лотерейная деятельность, покупка ценных бумаг); штрафные методы (административные штрафы) - обязательны лишь при определённых условиях
2. Методы распределения и использования денежных средств: финансирование; кредитование (выделение финансовых ресурсов на возвратной основе); инвестирование
Объект деятельности - доходы, накопления субъектов хозяйствования физических лиц, а также собственные финансовые ресурсы государства и административно-территориальных образований.
Формы - внешнее выражение действий органа госвласти в финансовой сфере.
Цель - создание материальных предпосылок функционирования государства и реализации им своих функций.
Задачи: учёт и выявление дополнительных денежных средств, обеспечение сохранности и эффективности централизованных денежных фондов, финансирование в необходимом размере социально значимых сфер общественной жизни.
Принципы: гласность, плановость, экономность использования средств, целевой характер использования.
5. Органы: органы общей компетенции (осуществляющие руководство на подведомственной территории всем или большинством сфер деятельности и осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением основных полномочий) (Президент, Парламент, Правительство); органы специальной компетенции (органы, на которые возложены функции госуправления и контроля в финансовой сфере) (Минфин - осуществляет госуправление в финансовой сфере, координирует деятельность в этой сфере иных РОГУ. Центральный аппарат его состоит из департаментов; госказначейство - структурное подразделение центраппарата Минфина, осуществляет специальные исполнительные, контрольные и координирующие функции в части проведения бюджетной политики и обеспечения финансирования госпрограмм; Министерство по налогам и сборам - РОГУ, проводящий госполитику и реализующий регулирование и управление в сфере налогообложения; Комитет госконтроля - госорган, осуществляющий контроль за исполнением бюджета, использованием госсобственности и исполнением актов законодательства в хозяйственной, налоговой и финансовой сферах; Нацбанк - главный банк РБ, возглавляющий кредитную систему и имеющий монопольное право эмиссии денег, осуществляющий денежно-кредитную политику; Администрация ФСЗН МТСЗ - аппарат управления средствами внебюджетного фонда, осуществляющий учёт плательщиков данного фонда и выполнение сметы этого фонда); органы функциональной компетенции (органы отраслевой компетенции, на которые в силу прямого указания актов законодательства возложено выполнение одной или нескольких функций в финансовой сфере: отличаются тем, что обладают меньшими возможностями: Государственный Таможенный Комитет - не осуществляет нормотворчество, функции сильно ограничены).