Тема: финансы и финансовая деятельность государства

Программные системы анализа данных принято называть системами поддержки принятия решений - СППР (Decision Support Systems - DSS). Основная цель СППР - предоставить аналитикам инстру­мент для выполнения всестороннего анализа данных. Она не предлагает правильные решения, а только снабжает аналитика данными для изучения и анализа, именно поэтому такие систе­мы обеспечивают выполнение всех функций поддержки приня­тия решений.

Обобщенная архитектура СППР, состоящая из трех основ­ных этапов, представлена на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Обобщенная архитектура СППР

По степени выполнения III этапа в обобщенной структуре СППР можно выделить следующие подсистемы:

· информационно-поисковую - осуществляется поиск не­обходимых данных в соответствии с заранее определенными зап­росами (этот класс задач решается построением систем инфор­мационно-поискового анализа на базе реляционных СУБД и запросов с использованием языка SQL);

· оперативно-аналитическую — производит группировку и обобщение данных в любом виде, необходимом аналитику (этот класс задач решается построением систем оперативного анализа с использованием технологии оперативной аналитической обработ­ки данных OLAP (OnLine Analytical Processing - аналитическая обработка в реальном времени), применяющей многомерный анализ данных);

· интеллектуальную — осуществляет поиск функциональных и логических закономерностей в накопленных данных, постро­ение моделей и правил, которые объясняют найденные законо­мерности и/или с определенной вероятностью прогнозируют развитие некоторых процессов (этот класс задач решается пост­роением систем интеллектуального анализа, реализующего ме­тоды и алгоритмы Data Mining).

Одним из подходов к разработке системы принятия реше­ний в банке является подход, ориентированный на интеграцию двух взаимосвязанных информационных технологий: техноло­гии построения информационных хранилищ данных (ИХД) и технологии интеллектуального анализа данных (Data Mining).

Информационные хранилища данных - это совокупность программно-аппаратных средств, позволяющих предоставлять данные в целостном виде для последующего анализа и приня­тия управляющих решений.

В основе создания ИХД лежит принцип разделения данных, используемых для оперативной обработки и решения задач ана­лиза. Это разделение позволяет оптимизировать как структуру данных оперативного хранения для выполнения операций вво­да, модификации, удаления и поиска, так и структуры данных, используемых для анализа (для выполнения аналитических зап­росов). Разные оперативные источники данных (системы уп­равления) могут содержать данные, описывающие одну и ту же предметную область по множеству признаков (документам, сче­там, клиентам и т.д.), что позволяет в ИХД интегрировать ин­формацию, отражающую разные признаки.

Для формирования аналитических запросов к данным и пред­ставления результатов их выполнения в СППР нужно использо­вать подсистему оперативного анализа OLAP, под которой пони­мается технология оперативной аналитической обработки данных, применяющая методы и средства для сбора, хранения и анализа многомерных данных в целях поддержки процессов принятия решений. Основное ее назначение — поддержка аналитической деятельности и произвольных запросов специалистов банка.

В процессе принятия решений пользователь анализирует состояние банковской деятельности. Для этого наиболее удоб­ным способом ее представления служит многомерная модель или гиперкуб, ребрами которого являются измерения, например, одно ребро — стоимость банковских продуктов, которая должна быть увязана с их категориями (другое ребро), со спросом на него в конкретном регионе (третье ребро) и т.д. Это позволяет анали­зировать данные сразу по нескольким измерениям, т.е. выпол­нять многомерный анализ.

С многомерным анализом данных тесно связан оперативный анализ, результатом которого является оперативное принятие уп­равленческих решений, что реализуется средствами OLAP-систем.

Для оперативной обработки текущих данных используются базы данных системы OLTP (On-Line Translation Processing — процессы транзакций в линии связи). Они основаны на посто­янном обновлении информации в базе, данные регулярно до­бавляются, удаляются, корректируются. Важной задачей также является надежное обеспечение транзакций. В этом случае под транзакцией понимается изменение состава данных в базе во время короткого по времени цикла взаимодействия с ней (зап­рос — выполнение — ответ) по линиям связи.

СППР могут успешно применяться для автоматизации в бан­ках следующих направлений деятельности: стратегического уп­равления, управленческого учета, бюджетного управления, уп­равления ликвидностью, кредитным портфелем, управления данными о клиентах и др.

Рассмотрим автоматизацию задач стратегического управле­ния в банке.

Целью стратегического управления деятельности банка яв­ляется поиск оптимального соотношения между прибыльнос­тью различных видов банковской деятельности, а также уровня­ми рисков. Оно позволяет выполнять следующий широкий комплекс задач:

· анализ и прогнозирование банковской деятельности;

· оценку уровня конкуренции и конкурентной позиции банка;

· согласование набора, приоритетов и последовательности достижения стратегических целей и действий;

· поддержку принятия решений по выбору целей и действий;

· ранжирование вариантов развития по различным крите­риям, задаваемых аналитиком банка, и поддержку принятия решения по выбору оптимального пути развития;

· поддержку разработки функциональных стратегий и со­гласование планов мероприятий;

· согласование, установку и мониторинг системы ключевых показателей для отслеживания эффективности реализации стра­тегии.

Автоматизированная система стратегического управления банка включает технологию и инструменты разработки страте­гических планов развития банка и обеспечивает поддержку при­нятия управленческих решений при выборе направлений развития, мониторинг и контроль исполнения стратегии.

Автоматизированная система стратегического управления состоит из следующих основных функциональных блоков:

· макроэкономического анализа и прогноза;

· анализа конкурентной среды;

· формализации экспертных знаний;

· стратегического бюджетирования;

· ключевых показателей.

Ядром системы стратегического управления является блок формализации экспертных знаний, предназначенный для при­нятия стратегических решений и тесно связанный с блоками стратегического бюджетирования и ключевых показателей.

Блок стратегического бюджетирования позволяет рассмат­ривать различные направления финансового развития банка, а блок ключевых показателей обеспечивает основу для разработ­ки финансовой стратегии банка.

С помощью блока макроэкономического анализа и прогноза удается выявить объективные оценки текущего состояния мак­роэкономической среды и ее прогнозирования (экономики, финансовых рынков, денежной массы в стране и т.д.). Он по­зволяет накапливать в систематизированном виде и анализиро­вать данные по основным показателям финансового рынка. При этом взаимосвязь с блоком анализа конкурентной среды дает возможность оценивать влияние внешних факторов показате­лей на стратегически значимые показатели банковского секто­ра, обеспечивая поддержку принятия управленческих решений банком на рынке банковских продуктов и услуг.

Блок анализа конкурентной среды предназначен для объек­тивных оценок конкурентной среды и выявления ее тенденций, анализа конкурентной позиции банка. Этот блок позволяет на­капливать в систематизированном виде и анализировать в дина­мике данные по банковскому сектору РФ.

С помощью блока формализации экспертных знаний удается выявить, ранжировать и согласовать информацию о стратегичес­ких целях банка. Этот блок позволяет провести сбор экспертных знаний менеджмента о рыночных возможностях, сильных и сла­бых сторонах банка и формализовать данные знания, представив их в наглядном графическом виде.

Экспертные знания менеджмента увязываются с информа­цией, получаемой из блока макроэкономического анализа и прогноза и блока анализа конкурентной среды, т.е. с объективно оцененной ситуацией на рынке. Этим обеспечивается разви­тие банка как самообучающейся организации.

Таким образом, система поддержки принятия решений предполагает владение актуальной всеобъемлющей информацией о состоянии и тенденциях развития банковского бизнеса и является эффективным средством управления банком.

Тема: финансы и финансовая деятельность государства.

Вопросы:

1. Понятие финансов и их функции.

2. Понятие и структура финансовой системы РБ.

3. Цели, задачи, методы финансовой деятельности государства.

4. Принципы финансовой деятельности.

5. Субъекты финансовой деятельности.

1. Finare - денежный платёж, financia - денежный платёж, окончание спора - с латинского.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих при распределении внутреннего валового продукта и части национального дохода в процессе аккумуляции, распределения и перераспределения денежных средств, обеспечивающих функционирование государства (содержательный аспект).

Функции финансов:

1. Распределительная (организация эффективного и сбалансированного распределения и перераспределения национального дохода)

2. Контроль (объективное отражение в виде числовых показателей процесса распределения, перераспределения и использования национального дохода)

3. Регулирующая (возможность государства воздействовать на общественные отношения посредством экономических механизмов)

4. Стабилизационная (обеспечение стабильных социально-экономических условий в неблагоприятной экономической ситуации)

Главная функция ЦБ - стабилизация экономической системы государства: он накапливает денежные средства, чем потом и финансирует иные банки государства. Снижение ставки рефинансирования - хороший выход для поднятия банков, сохранить их на плаву в кризисный период.

Финансы (материальный аспект) - денежные ресурсы, сконцентрированные государством в централизованных и децентрализованных денежных фондах, являющихся материальной основой для деятельности государства.

Денежный фонд - относительно обособленная часть денежных ресурсов, обеспечивающая реализацию публичных функций государства. Денежные фонды - централизованные и децентрализованные.

Централизованный денежный фонд - финансовые ресурсы, непосредственно поступающие во владение, пользование и распоряжение публично-правовых образований в лице соответствующих органов - республиканские и коммунальные: бюджеты всех уровней. Группы централизованных денежных фондов: страховые фонды (государственные) - фонд социального страхования населения - внебюджетный, но в соответствии с Законом о бюджете остатки средств этого фонда зачисляются в бюджет - особый; кредитный фонд НБ.

Децентрализованные денежные фонды - относительно обособленные денежные ресурсы, формирование которых, а также владение, пользование и распоряжение осуществляется юридическими лицами разных форм собственности: в распоряжении государственных юрлиц и в распоряжении негосударственных юрлиц.

Финансовая система - совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов и соответствующих им финансовых институтов, а также связи и взаимодействия между этими институтами.

Финансовый институт - совокупность внутренне однородных денежных отношений в публичной сфере.

Финансовая система (институциональный аспект) - совокупность госорганов специальной компетенции, которые регулируют финансовые процессы.

Финансовая деятельность государства - деятельность публично-правовых образований в лице уполномоченных органов и учреждений по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и созданию оптимальных побудительных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов в процессе реализации этими образованиями их публичных функций.

Особенности финансовой деятельности государства:

1. Эта деятельность носит межотраслевой характер

2. В реализации этой деятельности задействованы все госорганы, даже суды (контроль за порядком и размером взимания госпошлины и так далее)

3. Они являются частью управленческой деятельности

4. Опосредуется в правовых формах

Советский Союз развалился экономически в самую первую очередь.

Методы финансовой деятельности:

1. Мобилизация денежных ресурсов: методы обязательных платежей (налоги, сборы, отчисления от прибыли высокорентабельных предприятий и так далее); метод добровольных платежей (пожертвования, лотерейная деятельность, покупка ценных бумаг); штрафные методы (административные штрафы) - обязательны лишь при определённых условиях

2. Методы распределения и использования денежных средств: финансирование; кредитование (выделение финансовых ресурсов на возвратной основе); инвестирование

Объект деятельности - доходы, накопления субъектов хозяйствования физических лиц, а также собственные финансовые ресурсы государства и административно-территориальных образований.

Формы - внешнее выражение действий органа госвласти в финансовой сфере.

Цель - создание материальных предпосылок функционирования государства и реализации им своих функций.

Задачи: учёт и выявление дополнительных денежных средств, обеспечение сохранности и эффективности централизованных денежных фондов, финансирование в необходимом размере социально значимых сфер общественной жизни.

Принципы: гласность, плановость, экономность использования средств, целевой характер использования.

5. Органы: органы общей компетенции (осуществляющие руководство на подведомственной территории всем или большинством сфер деятельности и осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением основных полномочий) (Президент, Парламент, Правительство); органы специальной компетенции (органы, на которые возложены функции госуправления и контроля в финансовой сфере) (Минфин - осуществляет госуправление в финансовой сфере, координирует деятельность в этой сфере иных РОГУ. Центральный аппарат его состоит из департаментов; госказначейство - структурное подразделение центраппарата Минфина, осуществляет специальные исполнительные, контрольные и координирующие функции в части проведения бюджетной политики и обеспечения финансирования госпрограмм; Министерство по налогам и сборам - РОГУ, проводящий госполитику и реализующий регулирование и управление в сфере налогообложения; Комитет госконтроля - госорган, осуществляющий контроль за исполнением бюджета, использованием госсобственности и исполнением актов законодательства в хозяйственной, налоговой и финансовой сферах; Нацбанк - главный банк РБ, возглавляющий кредитную систему и имеющий монопольное право эмиссии денег, осуществляющий денежно-кредитную политику; Администрация ФСЗН МТСЗ - аппарат управления средствами внебюджетного фонда, осуществляющий учёт плательщиков данного фонда и выполнение сметы этого фонда); органы функциональной компетенции (органы отраслевой компетенции, на которые в силу прямого указания актов законодательства возложено выполнение одной или нескольких функций в финансовой сфере: отличаются тем, что обладают меньшими возможностями: Государственный Таможенный Комитет - не осуществляет нормотворчество, функции сильно ограничены).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: