Знание роли почек в поддержании гомеостаза необходимо для понимания механизмов возникновения патологических отклонений в метаболизме почек и изменений биохимических параметров мочи. Изучение физико-химических свойств и химического состава мочи, определение в ней патологических компонентов, правильная интерпретация полученных лабораторных данных имеет большое значение для диагностики патологических состояний, а также контроля эффективности лечения большой группы заболеваний. При подготовке к занятию необходимо вспомнить или повторить особенности строения почек и нефрона, механизм образования мочи. При этом обратите внимание на то, что клубочковая фильтрация пассивный процесс и ее величина зависят от соотношения просвета «приносящей» и «выносящей» артериол клубочка, а также от состояния проницаемости мембраны почечного фильтра. Необходимо четко представить молекулярные механизмы реабсорбции и секреции веществ клетками почечных канальцев, нейрогуморальные механизмы их регуляции.
Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие задания:
№ №
| Задание
| Указания к выполнению задания
|
1.
| Изучите механизмы образования мочи.
| 1. Выпишите строение почечной ткани, строение и функции различных участков нефрона.
2. Охарактеризуйте основные функции почечной ткани:
- мочеобразовательную;
- экскреторную;
- регуляторную.
3. Обратите внимание на особенности метаболизма почек: высокий уровень энергетического метаболизма, участие в синтезе креатина, активации витамина Д, интенсивный глюконеогенез и др.
4. Охарактеризуйте, от чего зависит количество первичной мочи.
5. Выпишите формулу расчета фильтрационной способности почек, фильтрационного давления, поясните их.
6. Сколько процентов глюкозы, воды, Nа+,С1-, гидрокарбоната, аминокислот, К+, мочевины реабсорбируется в канальцах почек?
7. Чем отличается механизм всасывания воды в проксимальном и дистальном сегментах почечных канальцев?
|
2.
| Изучите механизмы регуляции реабсорбции и секреции в почках.
| 1. Выпишите общую схему регуляции реабсорбции в почке.
2. Каковы механизмы действия на функцию почек: а) антидиуретического гормона (вазопрессина), б) альдостерона, в) системы ренин-ангиотензин.
|
3.
| Изучите роль почек в поддержании кислотно-основного состояния и регуляции других функций.
| 1. Выпишите и поясните схему реабсорбции ионов натрия и секреции ионов водорода в почках.
2. Напишите реакцию распада глутамина в почках под влиянием глутаминазы и схему выделения аммиака с мочой.
3. Перечислите биологически активные вещества, продуцируемые тканью почек.
|
4.
| Изучите общие свойства и составные части мочи.
| 1. Дайте определение понятия терминам: диурез, полиурия, олигоурия, анурия, никтурия.
2. Приведите примеры заболеваний, сопровождающихся полиурией, олигурией.
3. Выпишите нормальные физико-химические свойства мочи: цвет, прозрачность, удельный вес, рН, наличие осадка.
4. Приведите примеры заболеваний, характеризующихся изменениями физико-химических свойств мочи.
5. Выпишите суточное содержание в моче основных органических и неорганических компонентов мочи.
6. Перечислите патологические компоненты мочи. При каких заболеваниях они могут появиться? Приведите примеры.
|