Социально-психологические мотивы предпринимателей

На современном этапе необходим предприниматель наделенный высокими интеллектуальными способностями, творческой фантазией, развитой интуицией, способностью предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за решения, принимаемые не только в стандартных, но и в инновационных ситуациях, он должен уметь оригинально соединять, комбинировать факторы производства и лишь тогда может претендовать на получение от такой деятельности дополнительного коммерческого эффекта.

Такие психологические мотивы предпринимателя как потребность в господстве, во власти и влиянии, в победе над конкурентами и самим собой, а также радость творчества которую дает самостоятельное ведение дел, должны совпадать с общественными интересами. Тогда предприниматель на рынке представляет собой эффективную «уравновешивающую» силу. По данным социологических опросов, в России важным психологическим мотивом предпринимательства выступает чаще всего неудовлетворенность прежней работой, неуверенность в улучшении результатов хозяйственной деятельности и повышения собственного благосостояния, т.е. не могут полностью самореализоваться. Самореализация в этом предпринимателей во многом зависит от соблюдения ими необходимых принципов делового общения с партнерами и потребителями продукции, надежности и взаимовыгодности, т.е. необходимо повышать культуру предпринимательства в России.

Не случайно, что в странах с развитыми рыночными отношениями, правила деятельности, основанные на концепциях «социального партнерства» и «социальной ответственности», стали дополняться предпринимательской этикой, или деловой моралью. Общепринятым становится, что вопросы социальной ответственности и деловой этики беспокоят предпринимателей также, как и эффективность производства. Многие фирмы имеют собственные этические кодексы, исходя из того, что высокие этические стандарты могут обеспечить стабильную прибыль. Строить деловые отношения на обмане, безответственности или стяжательстве невыгодно. Поэтому неотъемлемой чертой психологии цивилизованного бизнеса становятся честность и порядочность. Другими социально-психологическими мотивами предпринимательства многие отмечают то, что люди предпринимателями часто становятся, когда они испытывают неудовлетворенность своим социальным и материальным положением, имеют желание добиться всего собственными силами и обрести независимость.

Мощным психологическим фактором выступает желание человека выделиться среди других, проявить себя, удовлетворить здоровые амбиции. Решив заняться бизнесом, он мечтает о славе, почете и, конечно, о материальном благополучии. У западных предпринимателей, привыкших к изобилию, вопросы материального благополучия не является целью. Капитал у них является, прежде всего, средством организации собственного дела и достижения независимости. У российских молодых предпринимателей мотив личного обогащения является часто единственным, и прибыль, полученная любой ценой превыше всего.

Главным элементом культуры предпринимательской деятельности является соблюдение всех действующих законов. Другим важным элементом культуры предпринимательской деятельности служит безупречное выполнение принятых обязательств и обязанностей. Непременным условием культуры предпринимательской деятельности является также честное ведение бизнеса. И, наконец, важным элементом культуры предпринимательской деятельности служит соблюдение предпринимателем общих этических норм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: