Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом образовано производное слово (т. е. слово, которое образовалось). Например, слово лесник образовано от основы слова лес суффиксальным способом: лес ник –лес. Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного слова: лесник — человек, который охраняет лес.
Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.
Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть производной и непроизводной: берег ов ой – берег (берег – непроизводная производящая основа), карьерист ск ий – карьерист(карьер ист – производная производящая основа).
Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму:
|
|
убежал — форма от убежать; у бежать – бежать (пристав.).
Словообразование нужно отличать от формообразования. Перерисовал — это форма прошедшего времени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- служит для образования не нового слова, а формы слова. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: пере рисовать «- рисовать (пристав.).
При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:
1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: не заметный – заметный (не от «заметить»), рас чудесный –чудесный (не от «чудеса»).
2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и постфикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ),
приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, например, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом). Слово подберезовик образовано от слова береза не при помощи приставки под- и двух суффиксов (-ое-, -ик) (нет приставочно-суффиксально-суффиксального способа), а при помощи приставки под- и суффикса -овик (приставочно-суффиксальным способом).
3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным способом, часть речи остается той же: не красивый – красивый, мыть ся – мыть, кто- то – кто, в думать ся – думать. При этом приставка и постфикс присоединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.
|
|
4. Если при образовании слова морфемным способом изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблоч н ый – яблок о, с низ и ть – низк ий. При этом суффикс может быть нулевым: синь о – син ий (нулевая суффиксация), без ус о ый – ус (приставочно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)), бел о бород о ый – бел ая + бород а (сложно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)).
5. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образуются от соответствующих им существительных, обозначающих лиц мужского пола: учитель ниц а – учитель, молчунь[ й 'а] – молчун.
6. Существительные, обозначающие опредмеченное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень о – зелен ый, добр от а – добр ый.
7. Существительные, обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег о – бежа ть, ожида ни [ й э] – ожида ть.
8. Основа изменяемых существительных всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразовательный разбор слов типа отстаивание необходимо
оформлять так: отстаива ни [ й э] – отстаива ть.
9. Сложные существительные могут быть образованы от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводн ость – полноводн ый (суффиксальный способ). Сложные прилагательные могут быть образованы от уже имеющихся сложных существительных: железобетон н ый – железобетон (суффиксальный способ).
10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обычно ударный: разли ва ть– разли ть, обу ва ть – обу ть, навеи ва ть – навея ть, обвеш ива ть – обвеси ть, замаринов ыва ть – замаринова ть.
11. Наречия на -о, -е образуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстрашн о – бесстрашн ый, вызывающ е – вызывающ ий.
12. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробеже чк а – пробежк а, тихонько – тихо.
13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дыша ть.
14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1– 4-й ступеням словообразования:
1-я ступень: камин н ый – камин.
2-я ступень: каменист ость – камен ист ый – камень.
3-я ступень: покрасне ни [ й 'э] – по красне ть – красн е ть – красн ый.
4-я ступень: неподдельн ость – не поддельн ый – поддель н ый – под дела ть – делать.
Производные слова 5– 6-й ступени встречаются редко: примиренческ и – примиренч еск ий – примирен ец – примир ени [ й э] – при мири ть – мир и ть – мир.
15. Иногда существуют несколько вариантов образования одного и того же слова: 1) накрахмаливать ся – накрахмаливать (постфиксальный);2) накрахмал ива ться – накрахмали ть ся (суффиксальный).