На первом этапе проводится изучение обстановки, условий окружающей среды, характера и результативности взаимодействия институтов воспитания, потенциальных возможностей всех субъектов воспитания. Ведется диагностическая работа с целью выявления потребности в обновлении или совершенствовании педагогического процесса. Выясняется, что получается либо хорошо, либо недостаточно хорошо, либо совсем не получается. На этой основе осуществляется нацеленный поиск передового опыта.
На втором этапе руководитель работы принимает меры для ознакомления коллектива, а если нужно, родителей и общественности с передовым опытом, с его теоретическими основами, ведущими идеями и технологиями, выясняется близость идей и технологий, заложенных в опыте, стремлениям, потребностям, возможностям коллектива и отдельных исполнителей. Очень желательно ознакомление с таким опытом в действии, в его наглядно представленном виде.
На третьем этапе проводятся поиск и отработка наиболее приемлемых вариантов использования, чужой опыт адаптируется к конкретным условиям, вливается в работающую систему, в той или иной степени перестраивая ее, служит источником созидания нового опыта. На этом этапе необходимы диагностика, внимательное наблюдение за результатами, их обсуждение, а в случае надобности — корректировка. Принимается решение о расширении (или, напротив, свертывании) процесса, вырабатываются рекомендации по дальнейшему ведению работы.
Очень полезно сравнивать поэтапно получаемые результаты с результатами творцов опыта и анализировать причины как успехов, так и неудач.
В заключение подчеркнем весьма значимые функции передового опыта в процессе психолого-педагогического исследования.
Прежде всего, передовой опыт, особенно при его соотнесении и сопоставлении с массовым, служит источником выявления противоречивых моментов в развитии практики, ее «точек роста», служит источником выявления научной проблематики.
Передовой опыт, далее, — это фактор постоянной и действенной связи теории с практикой. Именно через него происходит наиболее эффективное и быстрое продвижение достижений науки в массовую практику. Передовой опыт, воплощая перспективные научные идеи, материализует их, делает зримыми, конкретными, привлекательными.
Немаловажно и то, что передовой опыт, достигнутые в нем результаты служат средством убеждения и переубеждения не только работников сферы образования, но и более широкой общественности, работников государственного аппарата, средством подготовки общественного мнения, создает своего рода «внедренческий фон» для продвижения разрабатываемых новаций в практику. Эту функцию никак нельзя недооценивать, учитывая реальный консерватизм, силу инерции нашего общества относительно решения проблем образования, воспитания и развития личности.
Передовой опыт — основа реальных исследовательских проектов, способов их проверки, он во многом определяет содержание рекомендаций по совершенствованию практической работы.
Сложность связей между элементами педагогической системы, их взаимодействие и взаимовлияние, возможности перестройки и рационализации всех элементов и отношений педагогической системы на нынешнем этапе развития общественных наук слабо поддаются точному расчету и прогнозированию. Поэтому ни моделирование, ни эксперимент, ни опытная работа, способствующие решению конкретных задач исследования, не могут сами по себе дать целостных, обобщающих и достаточно надежных результатов. Их в состоянии дать только опыт.