Идиллика // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 67–70.
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 74–112.
Виролайнен М. Н. Мир и стиль («Старосветские помещики») // Вопросы литературы. 1979. № 4. С. 125–141.
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М, 1988. С. 251–293.
Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.
Идиллическое как особый модус художественности. Воплощение идиллического сознания в героях повести и симптомы распада этого мироотношения. Пространственно-временная модель повести. Соотношение позиции повествователя с авторской оценкой. Связь «Старосветских помещиков» с проблематикой всего цикла.
22. Историческая жизнь и частный человек в «Миргороде» Н. В. Гоголя.
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 113–199.
Виролайнен М. Н. Мир и стиль («Старосветские помещики») // Вопросы литературы. 1979. № 4. С. 125–141.
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М, 1988. С. 251–293.
|
|
Васильев С. Ф. Поэтика «Вия» // Н. В. Гоголь. Проблемы творчества. СП6., 1992.
Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.
Эмпирическая, бытовая жизнь и осуществление исторического призвания Человека – каким видится Гоголю это соотношение в разные эпохи? («Тарас Бульба» – «Старосветские помещики» – «Повесть о том, как поссорились...»). Травестия сюжетных коллизий «Тараса Бульбы» в «повести о двух Иванах». Трансформация родового начала (историческое прошлое) в массовидное (современность). Родовое и личностно-индивидуальное, исторически обусловленное и общечеловеческое в «Вие».
23. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению. Соотношение гротескно-сатирического и символико-аллегорического планов поэмы.
Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мертвые души»: писатель – критик – читатель. М., 1984.
Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.
Гончаров С. А. Творчество Н. В. Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СП6., 1997. (Глава III. «Категория “мертвой души” и учительная риторика»).
Гольденберг А. Х., Гончаров С. А. Легендарно-мифологическая традиция в «Мертвых душах» // Русская литература к культура нового времени. СП6., 1994.
Эволюция замысла «Мертвых душ» от традиционного сатирико-нравоописательного романа к сюжетному и жанровому целому, в котором сочетаются сатирический и символико-аллегорический планы. Тема «мертвой души» и ее воскресения; проповеднический пафос автора.