Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) является основоположником психоанализа — метода, который впервые позволил лечить психические расстройства посредством психического же воздействия. Психоанализ нельзя однозначно причислить к философским учениям, но в то Же время в нем слишком много ненаучного, «спекулятивного» для строгой медицинской теории. Многие ученые и врачи до сих пор относятся с недоверием к психоаналитической практике.
Вытеснение из памяти нежелательных воспоминаний. Занимаясь исследованиями женской истерии, Фрейд пришел к выводу, что у его пациенток имелись скрытые источники душевных травм. Он убедился, что часто больные не помнили многих внутренних и внешних обстоятельств своей жизни, но вспоминали их под гипнозом. Поэтому Фрейд решил применять гипноз, чтобы вызывать у пациентов воспоминания о травматических событиях в их судьбе. Описывая эти события, человек, как правило, освобождался от их гнета. Позже он отошел от гипнотической практики, заменив гипноз методом «свободных ассоциаций». Метод заключался в том, что больному предлагалось сосредоточиться на своей болезненной идее, размышляя о ней вслух. Врач при этом записывал все возникавшие у пациента ассоциации. То, о чем больной умалчивал, считалось самым главным и исследовалось.
Фрейд предположил, что «забываются» чаще всего те события, воспоминания о которых мучительны и вызывают у больного чувство стыда. Отсюда механизм истерии представлялся в следующем виде:
если то или иное воспоминание для человека неприятно, то наше сознание его блокирует, не давая ему выхода, и оно вытесняется в ту область психики, которая непосредственно не доступна сознанию. Задача врача-психоаналитика состоит в том, чтобы освободить человека от груза негативных воспоминаний, хранящихся в подсознании, переработав их в нечто приемлемое для нормальной жизни. Эти идеи стали основой для создания теории психоанализа, разработанной в
Тема 19. Психоанализ
работах Фрейда: «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923) и др.
По Фрейду, в каждом человеке присутствуют разнообразные потребности, влечения и желания. Но человек, удовлетворяя то или иное желание, делая тот или иной выбор, вовсе не свободен, так как на наши предпочтения, желания, вообще на процесс выбора оказывают влияние бессознательные факторы, имеющие в своей основе биологическую природу. Для наглядности того, как устроена наша психическая деятельность, часто приводят пример с айсбергом, где верхняя надводная часть ледяного острова сравнивается с сознанием, а нижняя, подводная и наиболее массивная — с бессознательньм. Но именно эта невидимая часть составляет основную массу айсберга-психики и, следовательно, определяет курс движения ее осознаваемой части. "
Концепция сексуальности. Из биологических факторов, лежащих в «подводной» части и определяющих наше поведение, Фрейд выделяет в качестве главного сексуальность. Исследуя природу сексуальности, он делает важнейшее заключение о том, что сексуальность как значимый фактор психической жизни возникает задолго до полового созревания человека — практически с момента рождения ребенка. При этом следует обратить внимание на то, что Фрейд отделяет понятие сексуального от генитального (т.е. того, что относится непосредственно к половым органам). Сексуальное — все то, что доставляет физическое удовольствие. Так, например, младенец, сосущий соску-пустышку, не получает при этом пищи, но испытывает удовольствие, которое, по Фрейду, может быть названо сексуальным.
В соответствии со своей концепцией детской сексуальности Фрейд выделяет оральную, анальную и фаллическую фазы развития ребенка, которые заканчиваются формированием так называемых комплексов (внутренних конфликтов психики). Эти комплексы с возрастом вытесняются в бессознательное, но всю жизнь оказывают влияние на психику человека. Причины многих неадекватных поступков взрослых людей, с точки зрения Фрейда, надо искать в «неотработанных» детских комплексах.
В возрасте 3—5 лет ребенок начинает осознавать факт полового различия между людьми, и это различие должно быть им как-то уяснено. Но дети в силу своего недостаточного жизненного опыта неадекватно понимают это различение. Мальчик считает, что девочка — это наказанный («кастрированный») мальчик, отсюда возникает страх, что его самого могут так наказать. Этот страх возникает по отношению к отцу как более сильному «сопернику» за обладание матерью.
Раздел VII. Современная западная философия
Тема 19. Психоанализ
У мальчиков в возрасте 3—5 лет формируется так называемый Эдипов комплекс. Страх или комплекс кастрации является его составной частью. Этому комплексу дал название древнегреческий миф об Эдипе, сыне царя Лая, который убил своего отца и женился затем на собственной матери, не зная о своих родственных отношениях с ними. Мнение Фрейда заключается в том, что ребенок связывает свои сексуальные желания с личностью матери, а отца рассматривает как соперника, даже ненавидит его, но уважает.
Для девочек характерен «комплекс Электры*. Он также проявляется на фаллической стадии развития и связан с неосознанным соперничеством с матерью за отца. Фрейд считает, что дочери испытывают скрытые эротические чувства к отцу. В противоположность «страху кастрации» мальчиков у девочек возникает «зависть к пенису».
Преодоление комплексов. В «Эдиповом комплексе», как и в «комплексе Электры» усматривается неосознанная тяга детей к инцесту (совокуплению родителей с детьми), которая преодолевается с помощью осознания и уяснения сексуальных запретов, сформированных человеческой культурой. Конфликт же однополых детей и родителей преодолевается с возрастом по мере того, как дети начинают отождествлять себя со своими родителями (мальчик с отцом, девочка с матерью), усваивая их стереотипы поведения, ценности и привычки. Этот процесс получил название интериоризации (внутреннего усвоения).
Сексуальные отклонения. Вследствие различных причин и факторов индивид может остановиться в своем психосексуальном развитии на одной из фаз детской сексуальности (оральной, анальной или фаллической) или вернуться к ним (процесс регрессии). Подобные обстоятельства ведут во взрослой жизни к сексуальным извращениям, т.е. отклонениям от принятой в обществе нормы сексуального поведения. По Фрейду, эти отклонения имеют прототипы в детских сексуальных действиях человека.
Теория неврозов. Человеческая культура с помощью системы запретов и ограничений регламентирует сексуальные потребности отдельного индивида. Но эти потребности являются физиологическими и неустранимыми. Возникает противоречие между объективными сексуальными желаниями и нормами культуры. Если эти желания не находят легального выхода, они загоняются «внутрь», продолжая действовать. В этом случае появляется невроз. Неврозы, с точки зрения Фрейда, можно лечить, не прибегая к лекарствам, а выяснив и устранив их скрытую психосексуальную причину.
Сексуальные потребности являются неустранимыми вследствие наличия в человеке особой психической энергии — либидо (от лат. НЫс1о — влечение, желание) или сексуального инстинкта, сравнимого
с голодом, так как он тоже требует постоянного насыщения. Особенность либидо в том, что будучи особой энергией, оно способно принимать различные формы и различным образом себя проявлять. Процесс трансформации (от лат. (гапз/оппаНо — превращение) сексуальной энергии в иные, «не запрещенные» культурой формы проявления, например в деятельность в области науки, политики, искусства, Фрейд назвал сублимацией. Сублимация противоположна процессу вытеснения.
Бессознательное и предсознательное. Фрейд стал рассматривать бессознательное как особую психическую структуру, наделенную собственными свойствами и хранящую информацию обо всем, что было вытеснено из сознания. До Фрейда бессознательное не включалось в структуру человеческой психики. Предсознательное же, с его точки зрения, исполняет роль охраны границы между бессознательным и сознанием. Задача этой структуры — не «выпустить» из бессознательного различные асоциальные и сексуальные инстинкты и желания, стремящиеся проникнуть в сферу сознания.
Роль^бессознательного в жизни каждого индивида очень велика. Следовательно, актуальной становится задача «заглянуть» в бессознательное, узнать, что в нем хранится. Фрейд считал, что реальность бессознательного стоит за нашими оговорками, описками и сновидениями. Бессознательное подталкивает нас говорить не то, что мы хотим сказать сознательно (оговорки), писать не то, что намеревались написать (описки). Причина описок и оговорок в том, что сознательное и бессознательное противостоят друг другу, но бессознательное явно сильнее. И вообще не бывает ничего случайного и "бессмысленного в нашем поведении. Так, забывчивость объясняется тем, что забывается именно то, чего на самом деле мы и не хотим делать. Примеры поиска тех или иных вещей в доме, которые на поверку оказываются почти на виду, так же неслучайны — возможно, что эти вещи бессознательно ассоциируются у ищущего с чем-то дурным.
Наиболее активно бессознательное проявляется в снах, потому что во время сна сознание минимально активно, а бессознательное пытается реализовать свои желания. Суровость цензуры со стороны сознания заставляет подавленные желания принимать сюрреалистические формы и причудливые картины, которые мы видим в своих сновидениях. По Фрейду, сон — это замаскированная реализация вытесненного желания.
Структура личности. Структуру личности, по Фрейду, можно представить в следующем виде:
1) Оно (или либидо) — аморальное эгоистическое начало, содержащее наши инстинктивные желания, соответствующее бессознательному;
Раздел VII Современная западная философия
2) Я (или Это), соответствую1Цее сознанию, важнейшей функцией которого является самосохранение и безопасное удовлетворение потребностей;
3) Сверх-Я (или супер-Эго), возникающее под влиянием авторитета старших (родителей, воспитателей, преподавателей) через процесс интериоризации (усвоения) их норм и идеалов. Проявляется формирование супер-Эго в том, что в ребенке возникает чувство вины и совести (обычно к 5—6 годам). Следовательно, по Фрейду, моральные принципы не являются врожденными, а формируются под влиянием культуры и общества.
Эрос и Танатос. Поздний Фрейд разделил человеческие инстинкты на две большие категории: на эрос и танатос. Эрос — это инстинкт жизни, то, что делает ее насыщенной. Сублимированная энергия эроса выражается в радости человеческого созидания и творчества. Эрос есть выражение культуры. Танатос, напротив, — это инстинкт смерти, который выражается во врожденной агрессивности людей, в бесконечных войнах и желаниях причинять друг другу страдания.
Эрос и Танатос постоянно противостоят друг другу, что выражается в противопоставлении культуры силам разрушения. В этой борьбе нет победителя, культура пока не способна обуздать природную человеческую агрессивность, но, с другой стороны, и инстинкту смерти пока не удалось уничтожить человечество.