В соответствии с Конституцией РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч.1, ст.77).
Поэтому система органов исполнительной власти в разных субъектах федерации неодинакова.
Для республик в составе Российской Федерации характерным является наличие в системе исполнительной власти президента, обладающего широкими полномочиями. При этом президент, являясь высшим должностным лицом, может выступать главой исполнительной власти, главой республики, главой республики ее исполнительной власти и председателем республиканского правительства, главой государства и исполнительной власти и просто главой государства.
Соответственно своему статусу президент может назначать главу правительства, руководить деятельностью правительства либо возглавлять его, председательствовать на заседаниях правительства, принимать решения об отставке правительства и др. Президент республики издает указы и распоряжения.
В зависимости от полномочий президента определяется статус правительства республики. Оно может осуществлять исполнительную власть в республике под руководством президента, который является его председателем, выступать в качестве исполнительного и распорядительного органа государственной власти, который формируется президентом, либо органом, подотчетным президенту, или высшим органом исполнительной власти.
В некоторых республиках не предусмотрена должность Президента (Коми, Карелия, Хакасия, Дагестан). Роль правительства в системе исполнительной власти этих республик более высокая.
Так, в Республике Коми исполнительную власть осуществляет Глава Республики Коми и возглавляемое им Правительство.
В Республике Карелия главой исполнительной власти и высшим должностным лицом является избираемым населением Председатель Правительства.
В Хакасии исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства и возглавляемое им Правительство.
В Дагестане исполнительную власть возглавляет Государственный Совет Республики, который формирует Правительство.
В состав правительств республик входят председатели, их заместители, министры, и руководители иных республиканских ведомств.
Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов имеют обобщенное наименование «администрация». В настоящее время наряду с термином «администрация» широко используется термин «правительство».
Высшим должностным лицом в этих субъектах Российской Федерации является глава администрации (губернатор), который осуществляет руководство администрацией.
Он избирается населением края, области и подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ, но только по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.
Как и президенты республик в составе РФ, главы администрации (губернаторы) по должности одновременно являются членами Государственного совета РФ.
В городе Москве исполнительным органом государственного самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация или мэрия. Деятельностью мэрии руководит мэр Москвы, избираемый жителями г. Москвы. Он является высшим должностным лицом города и главой администрации.
Структурными подразделениями мэрии являются правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы (департаменты), префекты административных органов. Органами местного самоуправления в Москве выступают районные управления, являющиеся территориальными отделениями городской администрации в районах.
Являясь органами исполнительной власти общей компетенции, администрации субъектов РФ в своей структуре имеют органы отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции, в том числе министерства, комитеты, главные управления, управления, отделы, департаменты и др.
Правовое положение указанных органов, порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяются уставами субъектов РФ. Руководители их назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.