Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:
· по объекту решения:
– ориентированные на цели,
– ориентированные на средства,
– основополагающие структурные,
– ситуационные);
· по надежности исходной информации:
– на основе надежной информации,
– рисковые,
– ненадежные;
· по срокам действия последствий:
– долгосрочные,
– среднесрочные,
– краткосрочные;
· по связи с иерархией планирования:
– стратегические,
– тактические,
– оперативные;
· по частоте повторяемости:
– случайные,
– повторяющиеся,
– рутинные;
· по охвату:
– для всей организации,
– специализированные
– для подразделения
– для отдельных работников;
· по числу решений в процессе их принятия:
– статические,
– динамические,
– одноступенчатые,
– многоступенчатые;
· по субъектам:
– единоличные,
– групповые,
– со стороны менеджеров,
– со стороны исполнителей);
· по учету изменения данных:
– жесткие,
– гибкие;
· по независимости:
– автономные,
– дополняющие друг друга;
|
|
· по сложности:
– простые,
– сложные;
· по степени формализации процесса принятия решения (структурированности):
– запрограммированные,
– незапрограммированные;
· по способу обоснования:
– интуитивные,
– основанные на сознании,
– рациональные;
· по содержанию:
– экономические,
– социальные,
– технологические и др.
Классификация управленческих решений дает возможность систематизировать характеризующие их производственные ситуации, информацию и процедуры, связанные с ее обработкой.
Решения по масштабам воздействия могут быть отнесены к общим или к частным.
Общие решения касаются системы в целом. Они принимаются в отношении всего предприятия (например, решения о перспективах развития предприятия, изменении формы собственности и тд.).
Частные решения касаются текущих, локальных вопросов работы предприятия. Ситуации, требующие такого рода решений, возникают на предприятиях постоянно. К ним относятся, решения о нарушении производственной или технологической дисциплины, об изменении порядка работы, об устранении отдельных недостатков и т.д.
По времени действия различают стратегические и оперативные решения.
Стратегические решения касаются коренных, генеральных проблем предприятия, они рассчитаны на длительный срок и принимаются для решения перспективных задач.
Оперативные решения связаны с осуществлением текущих задач на любом уровне управления. Выполнение оперативных решений осуществляется в течение планируемого года.
Управленческие решения характеризуются возможностью прогнозирования их результатов или последствий, что в свою очередь требует предварительного анализа, исследований, расчетов и экспериментов. По этому признаку различают решения с определенным результатом, характерные для ситуаций, которые не дают повода сомневаться в правильности принятого руководителем решения. При принятии решений с вероятностным исходом приходится иметь дело с множеством независимых переменных. Последствия этих решений носят неоднозначный характер и могут быть оценены с достаточной степенью надежности с использованием теории вероятности и на основе опыта и интуиции.
|
|
По методам переработки информации решения могут быть алгоритмическими и эвристическими.
В основе алгоритмических решений лежит использование аналогии с ситуациями, имевшими место в прошлом. Такие решения принимаются по заранее разработанным процедурам.
Эвристические решения принимаются на основе использования логических методов при возникновении сложных нетипичных проблем.
По направлениям воздействия решения делятся на внешние и внутренние.
Внешними называют решения, направленные на другие предприятия, во внешнюю среду (например, решения материнской фирмы, имеющей контрольный пакет акций, которые направлены на дочернее предприятие).
Внутренними называют решения, относящиеся лишь к внутренней системе предприятия. Они, в свою очередь, делятся на решения для управляемой системы (например, распоряжение об упорядочении хода производства, его обслуживания) и решения для управляющей системы (например, об изменении структуры и упорядочении действий отдельных подразделений управляющей системы).
По глубине воздействия решения могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. Решения руководителя низового уровня распространяются на один уровень, а решения руководителя крупного предприятия на всю иерархию управляющей системы.
По способу принятия решения подразделяются на индивидуальные, принимаемые отдельным руководителем в пределах установленных полномочий, и на коллективные, которые подготавливаются группой специалистов (решения технического совета, конференции и т.п.).