Классификация управленческих решений. Управленческие решения классифицируются по следующим признакам

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

· по объекту решения:

– ориентированные на цели,

– ориентированные на средства,

– основополагающие структурные,

– ситуационные);

· по надежности исходной информации:

– на основе надежной информации,

– рисковые,

– ненадежные;

· по срокам действия последствий:

– долгосрочные,

– среднесрочные,

– краткосрочные;

· по связи с иерархией планирования:

– стратегические,

– тактические,

– оперативные;

· по частоте повторяемости:

– случайные,

– повторяющиеся,

– рутинные;

· по охвату:

– для всей организации,

– специализированные

– для подразделения

– для отдельных работников;

· по числу решений в процессе их принятия:

– статические,

– динамические,

– одноступенчатые,

– многоступенчатые;

· по субъектам:

– единоличные,

– групповые,

– со стороны менеджеров,

– со стороны исполнителей);

· по учету изменения данных:

– жесткие,

– гибкие;

· по независимости:

– автономные,

– дополняющие друг друга;

· по сложности:

– простые,

– сложные;

· по степени формализации процесса принятия решения (структурированности):

– запрограммированные,

– незапрограммированные;

· по способу обоснования:

– интуитивные,

– основанные на сознании,

– рациональные;

· по содержанию:

– экономические,

– социальные,

– технологические и др.

Классификация управленческих решений дает возможность систематизировать характеризующие их производственные ситуации, информацию и процедуры, связанные с ее обработкой.

Решения по масштабам воздействия могут быть отнесены к общим или к частным.

Общие решения касаются системы в целом. Они принимаются в отношении всего предприятия (например, решения о перспективах развития предприятия, изменении формы собственности и тд.).

Частные решения касаются текущих, локальных вопросов работы предприятия. Ситуации, требующие такого рода решений, возникают на предприятиях постоянно. К ним относятся, решения о нарушении производственной или технологической дисциплины, об изменении порядка работы, об устранении отдельных недостатков и т.д.

По времени действия различают стратегические и оперативные решения.

Стратегические решения касаются коренных, генеральных проблем предприятия, они рассчитаны на длительный срок и принимаются для решения перспективных задач.

Оперативные решения связаны с осуществлением текущих задач на любом уровне управления. Выполнение оперативных решений осуществляется в течение планируемого года.

Управленческие решения характеризуются возможностью прогнозирования их результатов или последствий, что в свою очередь требует предварительного анализа, исследований, расчетов и экспериментов. По этому признаку различают решения с определенным результатом, характерные для ситуаций, которые не дают повода сомневаться в правильности принятого руководителем решения. При принятии решений с вероятностным исходом приходится иметь дело с множеством независимых переменных. Последствия этих решений носят неоднозначный характер и могут быть оценены с достаточной степенью надежности с использованием теории вероятности и на основе опыта и интуиции.

По методам переработки информации решения могут быть алгоритмическими и эвристическими.

В основе алгоритмических решений лежит использование аналогии с ситуациями, имевшими место в прошлом. Такие решения принимаются по заранее разработанным процедурам.

Эвристические решения принимаются на основе использования логических методов при возникновении сложных нетипичных проблем.

По направлениям воздействия решения делятся на внешние и внутренние.

Внешними называют решения, направленные на другие предприятия, во внешнюю среду (например, решения материнской фирмы, имеющей контрольный пакет акций, которые направлены на дочернее предприятие).

Внутренними называют решения, относящиеся лишь к внутренней системе предприятия. Они, в свою очередь, делятся на решения для управляемой системы (например, распоряжение об упорядочении хода производства, его обслуживания) и решения для управляющей системы (например, об изменении структуры и упорядочении действий отдельных подразделений управляющей системы).

По глубине воздействия решения могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. Решения руководителя низового уровня распространяются на один уровень, а решения руководителя крупного предприятия на всю иерархию управляющей системы.

По способу принятия решения подразделяются на индивидуальные, принимаемые отдельным руководителем в пределах установленных полномочий, и на коллективные, которые подготавливаются группой специалистов (решения технического совета, конференции и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: