Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Так и конфликты. Их зарождение надо уметь распознать с самого начала. Надо заранее заблокировать те места, где они могут возникнуть, убрать те причины, которые могут привести к ним.
Большое значение для профилактики конфликта имеет четкая организация труда, бесперебойный режим работы, моральное удовлетворение работников, что обеспечивает их хороший настрой, уверенность в себе и в рабочей группе. Конфликты можно предупредить систематической воспитательной работой в коллективе. Конфликты легко предупреждаются в хорошо организованном коллективе. Чем сплоченнее коллектив, тем меньше возможности возникновения в нем конфликтов.
Трудовой коллектив наделен воспитательной, организующей, мобилизующей возможностями. В этом плане играет порой решающую роль руководитель трудового коллектива, осуществляющий организаторскую и воспитательную деятельность, которая включает следующие функции:
а)поддержание плановой, разумной организации в повседневной деятельности трудового коллектива;
|
|
б)использование научных программ и методов изучения и оценки
персонала;
в)постоянная, индивидуальная работа с подчиненными, в особенности с теми, кто имеет конфликтную направленность;
г)плановый и дифференцированный подход к работе со всеми работниками;
д)создание и поддержание благоприятных межличностных отношений между отдельными индивидами;
е)внимательное изучение условий жизни (производственной деятельности) всех категорий работников.
Весьма важной предпосылкой предупреждения негативных явлений в трудовых коллективах является правильное использование и развитие руководителями коллективов критики и самоанализа поведения среди трудового коллектива. Критика и самоанализ, осуществляемые в условиях гласности помогают устранять все то, что мешает людям успешно взаимодействовать, создает напряжение, порождает вражду. Здесь имеет большое значение учет особенностей поведения людей в предконфликтных ситуациях и их тактика действий в условиях конфликта. Наблюдаются две базовых тактики - соперничество и уступчивость. Однако в силу того, что большинство людей склонно к бесконфликтной деятельности, выделяются три производных тактики - уход, компромисс и сотрудничество
Жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что тот, кто склонен придерживаться тактики соперничества, к критике относится с предубеждением. Этот тип людей как бы заблокирован от понимания нужд и чаяний других, удовлетворение своих претензий у них стоит на первом месте. Такие типы нередко являются носителями конфликтности. Мероприятия по предупреждению конфликтов должны предусматривать здесь вполне конкретную работу. Вот характерные признаки поведения лица с конфликтной устремленностью:
|
|
действует на пролом;
часто подтасовывает факты;
ищет слабое место в позиции оппонента;
считает, что отступление ведет к потере лица;
использует тактику "затыкания рта";
считает себя знатоком;
маскирует свои намерения (голосом, манерами);
считает, что выигрыш в аргументах очень важен;
отказывается от дискуссий, если она идет не в его пользу. Очень часто объектом нападения тех, кто устремлен к соперничеству, являются лица, придерживающиеся тактики уступчивости, а также ухода от конфликтных ситуаций.
Руководителю, осуществляющему деятельность по профилактике конфликтов, следует своевременно выявлять потенциальных возмутителей спокойствия, ставить барьер нападкам этих людей на "козлов отпущения" и направлять их энергию на совместное сотрудничество. Хорошо организованная общественно-полезная деятельность работников производства будет здесь тем могучим средством, с помощью которого можно решить задачу по предупреждению любого назревающего конфликта.
Существуют четыре структурных метода предупреждения конфликта. Это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждения.
Одним из самых распространенных координационных механизмов является цепь команд, которая упорядочивает взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. В управлении конфликтной ситуацией полезны такие средства интеграции, как использование служб, осуществляющих связь между функциями, целевых групп и совещаний между отделами.
Управление общеорганизационными комплексными целями - еще один структурный метод разрешения конфликта. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Идея использования системы вознаграждений в качестве метода разрешения конфликта заключается в том, чтобы система вознаграждений была направлена на то, чтобы поощрять конструктивное поведение работников и показывать поведение, чреватое возникновением конфликтной ситуации.