Пользуясь историческими картами и литературой, ответьте на вопросы:
1. Как и в результате каких событий менялись границы Российской империи на Севере, в Прибалтике, на Западе и в южных районах? Отразите эти изменения на исторической контурной карте.
2. Как и почему менялась в XVIII веке ориентация России на союз с различными европейскими державами?
3. Какие внешнеэкономические задачи, намеченные Петром I, решались в последующее время? Были ли эти задачи окончательно решены в XVIII столетии?
Задание 7. Тема: Народные движения в России в XVII-XVIII вв.
В переломные моменты истории страны XVII-XVIII веков, в период Смуты и после окончательного закрепощения крестьян, в эпоху реформ Петра I и Екатерины II, в России активизировалось массовое народное недовольство, имевшее свои особенности и в то же время общие черты. В связи с этим:
Сравните народные движения под руководством И. Болотникова (1607-1608 гг.), С. Разина (1670-1671гг.), К. Булавина (1707-1708гг.) и Е. Пугачева (1773-1775гг.) по следующей схеме:
И. Болотников (1607-1608гг.) | С. Разин (1670-1671гг.) | К. Булавин (1707-1708 гг.) | Е. Пугачев (1773-1775 гг.) |
1. Причины движения и повод к его началу
|
|
2. Социальный состав участников, предводители и их цели
3. Основные районы движения
4. Ход событий (кратко)
5. Причины поражения и историческое значение
Ответьте на вопросы:
1. Что было общего и различного между этими событиями?
2. Чем можно объяснить эти различия?
3. Покажите эволюционные изменения в организации и ходе подобных движений от начала XVII в. к концу XVIII в. Чем эти изменения были вызваны?
Литература к заданию:
1. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. - М., 1976.
2. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. Проблемы, поиски, решения / Под ред. Л.В. Черепнина. - М., 1974.
Задание 8. Тема: Русская культура XVII-XVIII вв.
Выявите основные направления и тенденции развития русской культуры XVII-XVIII вв. и ответьте на вопросы:
1. В каких памятниках XVII в. отразилось усиление светского начала в культуре, знакомство с культурой Западной Европы? Приведите 3-4 конкретных примера.
2. Какие социально-экономические процессы и политические события повлияли на развитие научных знаний и образования? Приведите 2-3 конкретных примера.
3. Что изменилось в системе образования и науки в течении XVIII в.? Приведите 1-2 конкретных примера и дайте оценку этим изменениям.
4. Как отразились на архитектуре перемены в общественно-политической жизни России (становление абсолютной монархии, рост дворянских привилегий, тесные контакты c Западной Европой)? Приведите 2-3 примера.
Литература к заданию:
1. История русского искусства (любое задание).
2. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры 18 в. – М., 1972.
3. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М., 1984.
4. Очерки русской культуры XVII века. Ч.1-2. – М., 1979.
III. Выполните тестовые задания: