Вопрос. Система – это организованное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, обнаруживающих комплексное единое целое

Система – это организованное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, обнаруживающих комплексное единое целое. Например, система гор, рек, солнечная система, система кровообращения, транспортная система, экономическая система, план, метод, порядок, устройство и т.п. (Джонсон Р., 1971).

Строение, морфологию системы, ее поведение и функционирование характеризуют: иерархичность и многоуровневость. В наиболее общем виде системы делятся на: материальные и абстрактные (идеальные). Общая теория систем классифицирует материальные системы как закрытые и открытые.

Роль общей теории систем для предпринимательской деятельности заключается в том, чтобы облегчить понимание сложной окружающей обстановки, другими словами, если можно создать хорошо продуманную систему, в пределах и на основе которой руководители должны принимать решения, то процесс принятия решения упрощается.

Существует несколько трактовок системных принципов, различающихся степенью дифференциации. Например, Ю.И. Черняк (1975) предлагает 10 принципов. Приведем самый короткий список, состоящий из шести основных принципов – системных принципов:

- целостность;

- структурность;

- обусловленность поведения системы;

- взаимозависимость структуры и среды;

- иерархичность;

- множественность описания.

Целесообразно выделить еще один системный принцип – принцип самоорганизации. Самоорганизация – целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Самоорганизация и основанная на ней эволюция заложены в самом «фундаменте здания материи» и рассматриваются в рамках синергетики. В рамках синергетики выделяются три фундаментальных принципа, или свойства самоорганизующихся систем:

1) инвариантность – это свойство инвариантности, по У.Р. Эшби, состоит в том, что, хотя система претерпевает последовательные изменения, некоторые ее свойства (инварианты) сохраняются неизменными. Система, несмотря на беспрерывное изменение, будет оставаться в корреляции с исходной системой;

2) структурная устойчивость – на всех без исключения структурных уровнях материи установлено, что процессы самоорганизации подчиняются принципу Ле-Шатье (1983), т.е. внутри системы, если она подвергается какому-либо внешнему воздействию, возникают процессы, направленные на то, чтобы подавить, нейтрализовать это внешнее воздействие. Именно так себя проявляет закон роста энтропии в некоторых локальных замкнутых системах;

3) единство и борьба энтропии и негэнтропии и возрастание информации. Рост информации в борьбе с энтропией – единый критерий понимания прогрессивного развития материи. Высшим проявлением этой борьбы является смена тенденции минимизации информации, присущей биологическим системам, оптимизацией информации, присущей только социальной форме движения (Югай, 1985). Это позволяет рассматривать структуры физические, социальные и др. под одним углом зрения – одинаковой динамики изменений.

Использование основных системных принципов в практическом плане позволяет идентифицировать части системы и рассматривать их как относительно самостоятельные системы в рамках большей. Например, отдел или цех организации может рассматриваться как система, поскольку к ним применимы шесть основных системных принципов.

Система управления – это совокупность элементов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования информации в процессе реализации концепции управления, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации.

Критерием принадлежности некой системы к системе управления может служить следующее положение: если данная система является неотъемлемой частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управлен­ческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления (Виханский и Наумов, 1996). То есть, управление может осуществляться только в том случае, когда сущест­вует реально действующая система, решающая задачи управления.

В последние годы получили распространение принципы глобального управления качеством, зафиксированные в новой редакции стандартов серии ИСО 9000:2000, определяющие философию управления и позво­ляющие достигнуть цели качества. Это восемь следующих принципов:

1) фокус на потребителя;

2) руководство;

3) вовлечение всех работников;

4) процессный подход;

5) непрерывные улучшения;

6) системный подход к управлению;

7) подход к принятию решений на основе фактов;

8) взаимовыгодные отношения как с внешними, так и с внутренними поставщиками.

Два момента характеризуют взаимодействие между субъектом и объектом управления:

1) субъект управления направляет объекту управления импульсы взаимодействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Эти импульсы чаще всего называются управленческими командами;

2) объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

В рамках организации субъектом управления, то есть носителем власти, является руководитель, который в силу принятой в организации концепции управления (уровня централизации и децентрализации) может делиться полномочиями и ответственностью с нижестоящими по управленческой иерархии руководителями.

Что же касается СУ, то в качестве объектов управления могут выступать подразделения организации, специалисты, писаные и неписаные правила функционирования организации, используемые в процессе производства ресурсы и т.д.

Системы управления, как об этом уже говорилось, имеют два вида: открытые и закрытые. Основное различие между этими двумя видами систем управления заключается в том, что в закрытых системах блок управления является составной частью той системы, которой он управляет, а в открытых не является. Примером открытой системы может служить кухонный вентилятор. Управляющее воздействие (в данном случае включение и выключение вентилятора в соответствии с необходимостью) создается за счет энергии человека или какого-то прибора, который не входит в состав вентилятора. В этом качестве, скажем, может выступать некий часовой механизм.

Эффективность работы открытой системы в значительной мере зависит от свойств, которыми обладает управляющее устройство. Если система управляется человеком, ее эффективность зависит от человека.

Если на процесс управления большее влияние оказывает ход самой управляемой операции, чем влияние внешней среды, то такая система является закрытой. Классический пример управляющего устройства такого типа – комнатный обогреватель с термостатом, автоматически регулирующим температуру по установленным заранее параметрам. Для закрытых систем характерно наличие обратной связи. Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины. Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию. Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь.

Принцип обратной связи основан на обратном воздействии результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь может быть главной (внешней) и внутренней (местной), а также отрицательной и положительной. Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.

Открытые и закрытые СУ могут быть классифицированы в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе. Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами. Известна классификация СУ в зависимости от характера управляющего воздействия:

· программная или жесткая. Это такие СУ, в которых существует и действует единственная прямая связь между субъектом управления и объектом управления, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению. Ее разновидностью является административно-командная система.

· регулируемая. Использует информацию о реакции объекта на управление, административные и экономические методы управления, интересы людей.

· саморегулирующаяся. Это такие СУ, в которых регулирование осуществляется без вмешательства внешних сил.

· адаптивная. Это открытые системы, где объект управления подвержен возмущающему воздействию среды и реагирует на них адекватно; субъект управления находится за пределами объекта или является вышестоящим по отношению к нему.

Основные параметры системы:

1. Структура – это совокупность элементов системы, а также устойчивых связей между ними, определяющая ее основные свойства. В общем виде структура включает в себя подсистемы, элементы, компоненты. Организованность здесь рассматривается как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия частей системы, проявляющаяся в ограничении разнообразия их состояний в рамках системы. Связь – это форма взаимных ограничений, накладываемых на поведение частей целого; при отсутствии ограничений связь тоже отсутствует.

2. Состояние системы – это известный вектор значений некоторых параметров, характеризующих систему в данный момент времени t, или статическая характеристика:

C(t1) = {P(t1), L(t1), S(t1), N(t1)...},

где P(t1) – мощность производства;

L(t1) – количество рабочих;

S(t1) – себестоимость;

N(t1) – объем выпуска.

3. Поведение системы – это совокупность действий, изменений исследуемой системы, ее реакций на внешние воздействия, режимы жизнедеятельности. Поведение системы – это динамическая характеристика системы:

П = f(t, Q),

где Q – совокупность некоторых параметров, отобранных для анализа исследуемого объекта, необходимых и достаточных для его характеристики. Они влияют на устойчивость системы: если значения параметров выходят за рамки допустимого, то система рушится.

Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию.

Содержание, набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:

· типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.);

· размеров организации;

· сферы ее деятельности (производство рыночных и нерыночных товаров, работ и услуг);

· уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, сред­ний уровень, нижний уровень управления);

· функций организации (производство, маркетинг, кадры, финан­сы) и еще от многих других факторов.

Р.А. Фатхутдинов (1997) рассматривает СУ как совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую в рамках сложившейся организационной структуры.

Итак, управленческая деятельность – это не только и не столько динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления. Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике, функциях и динамике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: