(в тысячах серебряных рублей)
Год | Подати и оброки | За право тор-говли | Питей-ный доход | Соля-ной доход | Табач-ный и сахар-ный доход | Лесной доход | Поступ-ления с казен-ных и част-ных ж/д | Прочие доходы | Таможен-ный доход | Итого обыкно-венных доходов |
Хотя доля государственных доходов, получаемых за счет сбора традиционных оброков и податей по сравнению с XVIII веком сильно упала, они, тем не менее, составляли существенную часть поступлений, почти столько же, сколько давали к 1880 году таможенные пошлины. При этом следует отметить, что удельный вес этой статьи доходов оставался практически неизменным.
По-прежнему существенную часть поступлений в казну давала продажа спиртного - от 38 до 35,5%.
Около 5% в совокупности давали поступления от акцизов на соль, табак и сахар. От 1,5 до 2,5% давали поступления от права на торговлю. С 10 до 15% поднялся удельный вес доходов от таможенных сборов, хотя в абсолютных цифрах он вырос почти в 3 раза.
|
|
Существенные изменения начали происходить со статьями доходов, которые хотя и давали в то время незначительную часть поступлений, но отражали положительные тенденции, происходившие в экономике. В данном случае имеются в виду поступления от железных дорог и продажи табака и сахара. В первом случае рост составлял в абсолютных цифрах более 5 раз, а удельный вес поднялся с 0,8% до 3%. Во втором случае в абсолютных цифрах он также превысил 5 раз, а в процентном соотношении вырос с 1 до 2,8%. Это показывало на сколько динамично развивались данные отрасли.
Тем не менее структура поступления доходов оставалась во многом традиционной, опиравшейся в значительной степени на старые полуфеодальные источники. Например, оброки, подати, питейный и таможенный доходы составляли в совокупности в 1861 году 66,4%, а в 1880 году - 70,9%. Это приводило к тому, что в налоговой системе продолжали накапливаться негативные моменты. Росли недоимки, возрастал государственный долг и т.д. Все это требовало внесения корректив в финансовую политику правительства.
Новый этап реформ в финансовой и налоговой областях был связан с деятельностью Н.Х. Бунге, который занимал пост министра финансов в 1881 - 1886 гг.
Первым шагом, который был предпринят при Бунге, было принятие закона от 28 дека6ря 1881 г. о снижении размеров выкупных платежей на 12 млн. рублей.
С 1884 г. начинается постепенная отмена подушной подати, которая проходила до 1887 г. Предпринимается ряд попыток (в 1883, 1884 и в 1885 гг.) изъятия из обращения необеспеченных кредитных билетов. Всего за 3 раза удалось изъять билетов на сумму 87 млн. рублей, величину незначительную по сравнению с тем, что было напечатано до этого. Правда, затем в течение 6 лет денежная масса оставалась без изменений.
|
|
От прямого финансирования промышленности Бунге предложил перейти к регулированию с помощью экономических методов и прежде всего через совершенствование налогообложения.
При нем была существенно расширена система акцизных сборов. Были введены новые налоги, которые затрагивали обеспеченные слои населения: налог на недвижимость, торговлю и промыслы, денежные доходы и т.д. Первым шагом в этом направлении был закон 1882 г., устанавливавший налог на наследство. В 1885 г. был установлен налог на процентные бумаги. Эти и другие меры в значительной степени изменили структуру доходов, что достаточно четко просматривается из данных следующей таблицы.