Перестройка 5 страница

Совет МВФ состоит из министров финансов или управля­ющих центральными банками государств-членов, собирается один раз в год. Число голосов в Совете, которое имеет каждая страна, оп­ределяется на базе квот. Наибольшее число голосов в Совете име­ют США (19,4%), а также страны Европейского союза (28,62%). МВФ осуществляет кредитные операции (только с офици­альными органами государств-членов) путем предоставления кредитов. Сроки погашения кредитов, как правило, не превы­шают 3—5 лет. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1945 г. с задачей стимулирования экономического развития государств—членов МБРР, содействия развитию меж­дународной торговли и поддержанию платежных балансов. Высший орган МБРР — Совет управляющих, а текущую дея­тельность осуществляет директорат. Его капитал образован из взносов государств-членов. Размеры взноса определяют число голосов; семь крупнейших капиталистических государств име­ют более половины всех голосов МБРР предоставляет долгосрочные кредиты как государ­ственным, так и частным предприятиям под гарантию их пра­вительств, обычно на срок до 20 лет.

Кредитная политика банка ориентирована на интересы ча­стного капитала. МБРР настаивает на выполнении своих реко­мендаций относительно основных направлений экономичес­кого (а нередко и социального) развития государства-заемщи­ка. Россия вступила в МБРР в 1992 г. МБРР имеет два филиала: Международную ассоциацию развития (MAP), созданную в 1960 г. специально для предо­ставления развивающимся странам займов и кредитов на льготных условиях, и Международную финансовую корпора­цию (МФК), образованную в 1956 г., ориентирующуюся на предоставление кредитов частному капиталу без требования правительственных гарантий. МБРР, MAP и МФК образуют вместе группу Всемирного (Мирового) банка, на ее долю приходится 2/3 общего годового объема средств, выделяе­мых всеми межправительственными организациями развива­ющихся стран.

Важнейшими из международных экономических организа­ций, не входящих в ООН, являются Организация экономичес­кого сотрудничества и развития (ОЭСР) и Генеральное согла­шение о тарифах и торговле (ГАТТ). ОЭСР создана в 1961 г. Число членов — 24 (23 развитые страны и блока развивающаяся — Турция). Ее официальная цель — координация экономической политики государств-членов Руководящий орган ОЭСР — Совет, состоящий из пред­ставителей государств, входящих в ОЭСР. ОЭСР играет важ­ную роль в координации экономической политики развитых стран с рыночной экономикой. ГаТТ — многостороннее соглашение о режиме торговли и тарифной политике. Оно было подписано в 1947 г. первона­чально 23 странами. (В настоящее время ГАТТ охватывает практически все страны капиталистического мира.) Основными органами ГАТТ являются сессия, Совет и Секретариат. Согла­шение основано на принципе взаимного предоставления стра­нами-членами режима наибольшего благоприятствования. По правилам ГАТТ ныне осуществляется свыше 85% объема ми­ровой торговли.

Реформы Л. Эрхарда. Экономическое возрождение ФРГ

Поиски концепции экономического возрождения ФРГ при­вели к отказу от чистого экономического либерализма, кото­рый оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости. Возобладала идея неолиберализма — идея о со­циальном рыночном хозяйстве. Ведущая роль при этом отводи­лась рынку как регулятору всей хозяйственной жизни, способ­ному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хо­зяйственной производительности. Разумным признавалось сочетание рыночной конкуренции с хозяйственным планированием, предотвращающим возмож­ность экономических кризисов и засилье монополий.

Главным архитектором хозяйственных реформ послевоен­ной ФРГ стал профессор Людвиг Эрхард (1897—1977) — ди­ректор Управления хозяйства объединенных западных зон ок­купации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949— 1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и кан­цлер республики в 1963—1966 гг. Планы Л. Эрхарда опирались на денежную реформу, сво­бодные цены и предпринимательство. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20.

Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых мар­ках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений ясно было обменять по курсу 1:10. Временно «замороженная» М пая половина позже обменивалась в соотношении 1: 20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1: 10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции. Обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк — Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными бан­ками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Через три дня после денежной последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Закон о принципах хозяй­ственной структуры и политике цен предоставлял Л. Эрхарду право отменить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распре­деление ресурсов и контроль над ценами. Исчез «черный ры­нок». Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продук­тов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция по­чти не ощущалась. Цены выросли лишь на несколько процен­тов, в той же примерно пропорции, что и заработная плата. Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперин­фляции способствовало принятие закона против произвольно­го завышения цен. Периодически публиковались каталоги оптимальных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.

На свободу предпринимательства была направлена кредит­ная и налоговая политика. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка. Оппонентами социального рыночного хозяйства оказались профсоюзы, левые партии, картели. Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий. Основой стал мелкий и сред­ний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна выступила одним из главных учредителей Европейско­го объединения угля и стали. К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины произ­водства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).

Конспект Послевоенные экономические реформы во Франции

С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954—1958 гг. Франция обо­гнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осоз­нание бесперспективности дальнейшей опоры на колониаль­ные методы обогащения, опоры на ростовщичество. Инвести­ции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тя­желую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х го­дов общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза. Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерна высокая степень государствен­ного участия в экономической жизни: в 1958 г. в руках государ­ства находилось 97% угольной промышленности, 95% выра­ботки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в облас­ти атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприя­тиями, акциями крупных авиационных и морских транспорт­ных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего на­ционального имущества, на его предприятиях создавалось око­ло 13% ВНП.

Франции принадлежит приоритет в применении индика­тивных планов как метода воздействия государства на эконо­мику. В 1946 г. был создан специальный орган — Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого пла­на (1947—1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкуренто­способности частных фирм стало задачей второго плана (1954— 1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен содержанием третьего плана (1958—1961 гг.)-fr 60-е-годы был взят курс на создание фирм — гигантов евро­пейского типа. В 1971—1975 гг. осуществлялся шестой план: в предусматривалось создание национальных компаний меж­дународного масштаба. В седьмом плане (1976—1980 гг.) про­возглашалась политика «промышленной переориентации». В отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, по­лучила название «дирижизма». Ее отличительные черты — пря­мые административные методы вмешательства в экономику (кон­троль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятель­ностью и т. д.), активная предпринимательская политика госу­дарства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативные планы.

На волне недовольства четырехлетней войной в Алжире и растущей инфляцией к власти приходит правительство социа­листа Ги Молле (1905—1975). Его кабинет провел через парла­мент ряд социальных законов в интересах лиц наемного труда и слабозащищенных слоев. Правительство предоставило неза­висимость колониям Франции — Тунису и Марокко. Это вызва­ло острейший политический кризис. Правые перешли к актив­ным действиям, готовя государственный переворот. Франция оказалась перед угрозой гражданской войны. В этот момент на авансцену выходит де Голль, олицетворя­ющий сильную власть. В результате референдума по проекту новой конституции, проведенного де Голлем, он был избран главой государства на 7-летний срок. Голлистам потребовалось четыре года на решение проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала вне­шнюю политику, стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Умелое решение этих вопросов создавало благо­приятные условия для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики «индустриального императива». Это была линия, направленная на всемерное по­ощрение промышленной экспансии Франции. Особое внима­ние государства сосредоточивалось на задаче структурной пе­рестройки промышленности под влиянием НТР.

Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химичес­кая отрасли промышленности. Курс на политически самостоя­тельную, сильную Францию вызвал к жизни аэрокосмическую и Ракетную отрасли ВПК. Форсированными темпами развива­лось Производство пластмасс, радиоэлектроника, производство вычислительных машин и устройств. Формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности. Структурная перестройка народного хозяйства отвечала задачам западноевропейской интеграции. Изменения затронули и аграрный сектор. В 1954 г. доля за­нятого в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, в 1968 г. она снизилась до 15%. Резко возросла товарность сек­тора. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельско­хозяйственной продукции, уступая лишь США. Она стала круп­нейшим экспортером молочных продуктов и вина и единствен­ным в Западной Европе поставщиком зерновых.

В 60-е годы отчетливо проявилась экспортная ориентация страны. Производство на внешний рынок росло приблизительно в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Улучшилась струк­тура внешнеторгового оборота. К середине 60-х годов исчез тра­диционный для Франции внешнеторговый дефицит. Правительство поощряло деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Формировались отрас­левые монополии в области металлургии, химии, производ­ства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополисти­ческих объединений становится финансовая группа, представ­лявшая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга.

По мере того как монополии укреплялись, государствен­ная опека становилась обременительной. Монополии требова­ли от государства отхода от политики «дирижизма». Голлистское правительство постепенно брало курс на либерализацию режима планирования.

Сразу после прихода к власти голлисты взяли курс на воз­вращение «бежавших» из страны капиталов. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине (1901-1994) в 1958 г. Выгод­ные условия займа, в основном для крупного капитала, обеспе­чили казне 294 млн франков чистой выручки и 30 млрд франков в облигациях прежних займов. Государство смогло скупить 150 т золота на сумму 190 млн долл., или 77 млрд франков, что позво­лило перейти к укреплению национальной валюты. Правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широ­кого потребления, сокращает дотации убыточным национали­зированным предприятиям, отменяет льготный режим закупку сельскохозяйственной продукции и т. д. К 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего государственного долга. Правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженно­сти. В январе 1960 г. была введена новая денежная единица — новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило более активно проводить политику «индус­триального императива».

60-е годы не были периодом поступательного экономичес­кого развития. Острые международные противоречия, внутрен­ние социальные конфликты привели к крупнейшему в после­военной истории Франции социально-политическому кризису1968-1969 гг. Кризис нанес ощутимый удар по всему режиму де Голля и основам экономической политики голлистов в частности.

На смену экономической политике голлизма, основанной на доктрине необходимости государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, пришла либеральная концепция эконо­мического развития.

Послевоенные экономические реформы во Франции

С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954—1958 гг. Франция обо­гнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осоз­нание бесперспективности дальнейшей опоры на колониаль­ные методы обогащения, опоры на ростовщичество. Инвести­ции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тя­желую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х го­дов общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза.

Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерна высокая степень государствен­ного участия в экономической жизни: в 1958 г. в руках государ­ства находилось 97% угольной промышленности, 95% выра­ботки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в облас­ти атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприя­тиями, акциями крупных авиационных и морских транспорт­ных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего на­ционального имущества, на его предприятиях создавалось око­ло 13% ВНП.

Франции принадлежит приоритет в применении индика­тивных планов как метода воздействия государства на эконо­мику. В 1946 г. был создан специальный орган — Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого пла­на (1947—1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкуренто­способности частных фирм стало задачей второго плана (1954— 1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен содержанием третьего плана (1958—1961 гг.) в 60-е-годы был взят курс на создание фирм — гигантов евро­пейского типа. В 1971—1975 гг. осуществлялся шестой план: в предусматривалось создание национальных компаний меж­дународного масштаба. В седьмом плане (1976—1980 гг.) про­возглашалась политика «промышленной переориентации».В отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, по­лучила название «дирижизма». Ее отличительные черты — пря­мые административные методы вмешательства в экономику (кон­троль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятель­ностью и т. д.), активная предпринимательская политика госу­дарства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативные планы.

На волне недовольства четырехлетней войной в Алжире и растущей инфляцией к власти приходит правительство социа­листа Ги Молле (1905—1975). Его кабинет провел через парла­мент ряд социальных законов в интересах лиц наемного труда и слабозащищенных слоев. Правительство предоставило неза­висимость колониям Франции — Тунису и Марокко. Это вызва­ло острейший политический кризис. Правые перешли к актив­ным действиям, готовя государственный переворот. Франция оказалась перед угрозой гражданской войны. В этот момент на авансцену выходит де Голль, олицетворя­ющий сильную власть.

В результате референдума по проекту новой конституции, проведенного де Голлем, он был избран главой государства на 7-летний срок.

Голлистам потребовалось четыре года на решение проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала вне­шнюю политику, стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Умелое решение этих вопросов создавало благо­приятные условия для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики «индустриального императива». Это была линия, направленная на всемерное по­ощрение промышленной экспансии Франции. Особое внима­ние государства сосредоточивалось на задаче структурной пе­рестройки промышленности под влиянием НТР.

Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химичес­кая отрасли промышленности. Курс на политически самостоя­тельную, сильную Францию вызвал к жизни аэрокосмическую и Ракетную отрасли ВПК. Форсированными темпами развива­лось Производство пластмасс, радиоэлектроника, производство вычислительных машин и устройств. Формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности.

Структурная перестройка народного хозяйства отвечала задачам западноевропейской интеграции.

Изменения затронули и аграрный сектор. В 1954 г. доля за­нятого в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, в 1968 г. она снизилась до 15%. Резко возросла товарность сек­тора. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельско­хозяйственной продукции, уступая лишь США. Она стала круп­нейшим экспортером молочных продуктов и вина и единствен­ным в Западной Европе поставщиком зерновых.

В 60-е годы отчетливо проявилась экспортная ориентация страны. Производство на внешний рынок росло приблизительно в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Улучшилась струк­тура внешнеторгового оборота. К середине 60-х годов исчез тра­диционный для Франции внешнеторговый дефицит.

Правительство поощряло деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Формировались отрас­левые монополии в области металлургии, химии, производ­ства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополисти­ческих объединений становится финансовая группа, представ­лявшая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга.

По мере того как монополии укреплялись, государствен­ная опека становилась обременительной. Монополии требова­ли от государства отхода от политики «дирижизма». Голлистстское правительство постепенно брало курс на либерализацию режима планирования.

Сразу после прихода к власти голлисты взяли курс на воз­вращение «бежавших» из страны капиталов. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине (1901-1994) в 1958 г. Выгод­ные условия займа, в основном для крупного капитала, обеспе­чили казне 294 млн франков чистой выручки и 30 млрд франков в облигациях прежних займов. Государство смогло скупить 150 т золота на сумму 190 млн долл., или 77 млрд франков, что позво­лило перейти к укреплению национальной валюты. Правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широ­кого потребления, сокращает дотации убыточным национали­зированным предприятиям, отменяет льготный режим закупку сельскохозяйственной продукции и т. д. К 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили обшую сумму внешнего государственного долга. Правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженно­сти. В январе 1960 г. была введена новая денежная единица — новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило более активно проводить политику «индус­триального императива».

Реформа экономики в послевоенной Японии

Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитули­ровала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками.

Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935—1937 гг. В 1948 г. в других побежденных странах объем про­изводства приблизился к довоенному уровню, а в Японии он достиг только 52% от этого показателя. Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Маршалла — Запад ограничился гуманитарной помощью в раз­мере 2,2 млрд долл. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после окончания войны. В Японии не проводилась приватизация. Военный контроль, введенный в 1939—1941 гг., не ликвидировал частной собствен­ности, а только ограничил ее свободу. Размеры инфляции были чрезвычайными — к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Денежная реформа 1946 г. не приос­тановила этот процесс. Путь национализации промышленности оккупационной ад­министрацией был отвергнут и осуществлен так называемый «обратный курс». Подобное название реформ было связано с тем что США не удалось опереться на гоминьдановский Китай. Цель «обратного курса»: обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в «мастерскую Азии».

Программа «обратного курса» была разработана предста­вителями американской монополии — банкирами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946—1952) подвер­гались все стороны жизни: общественный строй, государствен­ное устройство. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880—1964). Главной из реформ стал роспуск дзайбацу (1947—1948 гг.), т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных кон­цернов. Были разукрупнены промышленные и торговые ком­пании. Акции пущены в свободную продажу. Благодаря разук­рупнению образовались новые фирмы. Антимонопольным за­коном 1947 г. были запрещены холдинги, введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Земельная реформа (1947—1950 гг.) состояла в выкупе госу­дарством помещичьей земли с последующей продажей ее арен­даторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. В Японии сформировался слой свободных мелких фермеров. Дво­рянство как класс перестало существовать. В Японии типич­ным стало частное крестьянское хозяйство на своей соб­ственной земле. Земельная реформа способствовала увеличе­нию емкости внутреннего рынка, высвободила значитель­ные трудовые ресурсы. В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная рефор­ма. Вводились принципы строгого балансирования статей бюд­жета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты ком­пенсации военным заводам за конверсию. Убыточным пред­приятиям не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ста­вилась под контроль. Был принят единый фиксированный ва­лютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке.

Преобразования включали структурную перестройку эко­номики. Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, при­ создании многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта (замещение импорта). При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в фор­мировании структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддерж­кой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над со­ставом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гид­роэнергетика, судостроение, торговый флот. В начале 60-х го­дов — автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов — электроника. Структурная перестройка прошла при сверхвысоких темпах — за 1955—1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%, норма валово­го накопления приближалась к 35% и была самой высокой из ведущих капиталистических стран.

В рамках реформы Доджа действовал полный государствен­ный контроль над всей системой внешнеэкономических свя­зей: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами; ограничение при­тока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий. Контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал от разрушительных валют­ных дефицитов и расстройства денежной системы. Контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его «либерализация» длилась 10 лет. Она включала поэтапную от­мену ограничений на импорт продукции конкурентоспособ­ных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.

За тридцать послевоенных лет Япония, бедная, с гиперт­рофированной военной индустрией страна, превратилась в ве­ликую экономическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-тех­ническому потенциалу, накопленному материальному богат­ству и уровню жизни населения. Большую роль сыграли и другие реформы. Принятие Кодекса о труде, легализация профсоюзных свобод, реформа школьного обучения помогли подготовить квалифицированную рабочую силу. Формировался современный средний класс, куда вошли свободные предприниматели, менеджеры, инженерно» техническая интеллигенция, квалифицированные рабочие ц служащие. Огромную роль сыграло развитие производства, рас. считанного на массовое потребление.

«Японское экономическое чудо» позволило стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. Японская экономика пре­одолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы ро­ста — на уровне 4—5% в год. В 1988 г. ВНП на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5—6% против 0,9% США. Япония — пример проведения гибкой государственной по­литики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к «дерегулированию».

На протяжении 80-х — начала 90-х гг. во всех развитых капи­талистических странах экономическую политику, теоретической основой которой было неокейнсианство, вытеснила экономи­ческая политика, базирующаяся на неоклассицизме. Основны­ми постулатами неокейнсианства, бывшего господствовавшим направлением немарксистской экономической мысли в разви­тых странах капитализма, были: а) тезис о неспособности пре­одоления циклического характера развития экономики и обес­печения устойчивого экономического роста механизмами рыноч­ной конкуренции; б) тезис о необходимости государственного вмешательства в экономическую жизнь и регулирования через механизмы государственного бюджета совокупного рыночного опроса; в) тезис об определяющем значении потребительского спроса для динамики экономического развития. Но экономичес­кая политика, опиравшаяся на рекомендации неокейнсианства, способствовавшая преодолению экономической разрухи, порож­денной Второй мировой войной, и восстановлению экономи­ки, оказалась не в состоянии предотвратить или существенно смягчить циклические экономические кризисы 60—70 годов. В поисках путей выхода из значительно ухудшавшихся условий воспроизводства правительства развитых капиталистических стран обратились к концепции противоборствовавшего с неокейнсианством — неоклассического (неоконсервативного) направления немарксистской экономической мысли. Неокейнсианской кон­цепции спроса неоклассицизм противопоставил концепцию сбе­режения. Основными идеями неоклассицизма (неоконсерватиз­ма) являются выдвижение на первый план задач рационализа капитала. Научно-техническая революция объективно требовала и стимулировала значительные структурные преобразования, создание отраслей высокой технологии, коренную переквалификацию кадров и новый подход к решению экологи­ческих и социальных проблем. Идеи неоклассицизма (неоконсерватизма) нашли наибо­лее полное отражение в экономических реформах, осуществ­ленных республиканским правительством Р. Рейгана (США) и консервативным правительством М. Тэтчер (Великобритания).

Лекция № 10. Экономика в конце 20 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: