Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и
благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.
Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).
Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.
Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».
Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)
Кант: «Есть две главные вещи на свете: звездное небо над тобой и нравственный закон внутри себя».
Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг.
Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).
Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.
|
|
При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.
Позднее Кант формулирует
Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила):
А) Обязанности человека по отношению к самому себе:
забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);
честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество);Главный помощник – совесть.
Б) Обязанности людей друг к другу:
Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.
Избегать ч еловеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.
Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.
Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.
Гегель
Георг Фридрих Вильгельм
(1770-1831)
выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.
Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.
3.1. Идеалистическая система Гегеля:
Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит
3 основных этапа своего развития:
Развитие мира (абс. идеи) бесконечно
1 этап. Сфера чистого мышления: (кн. “Логика”)
Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).
|
|