1. Историко-философские традиции в анализе культуры
Человека давно интересовали такие вопросы как, что такое культура, как она возникла, в чем ее роль и значение, для существования народов, классов, государств и каждого' отдельного человека. Ответы на эти вопросы давали философы давно, но особое значение они приобрели в середине XIX века. В это время проблема культуры оказалась тесно связана с острыми политическими, социально-экономическими преобразованиями в Западной Европе. В это время из философии Просветительства выделились и определились две противоположные точки зрения на культуру:
1. пессимистическая, которая рассматривает культуру как средство
закабаления человека,
2. оптимистическая, которая считает культуру средством облагораживания
человека.
1-я точка зрения нашла свое выражение в работах Руссо, который рассматривал человека как совершенное существо. Человек по своей природе антикультурен, он считает, что культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека. Немецкий философ Ницше также разделяет эту точку зрения. Он считал, что культура создала иллюзорные мечты о гуманизме, свободе, справедливости, благодаря которым могут существовать слабые больные, никчемные люди. Ницше провозгласил свою новую философию сверхчеловека, которая рассматривает нравственность как упадок, а мораль как вмешательство разума, ограничивающее инстинкты человека, поэтому он становится больным. Только сверхчеловек способен отбросить культурные запреты, мешающие ему жить.
|
|
Философские взгляды Ницше на культуру были разработаны в философии психоанализа Фрейда, который считал, что западная культура создается теми людьми, которые не нашли подходящего сексуального партнера и вынуждены переключить свою энергию на создание больной культуры Запада.
Одним из основателей оптимистической точки зрения на культуру был немецкий философ Гердер, который утверждал, что в основе прогрессивного развития человечества лежит идея гуманизма, которая отличает человека от других живых существ.
Оптимистическая точка зрения на культуру характерна для представителей технической интеллигенции Запада, которая связывала проблемы культуры с успехами в области науки и техники. Развитие материального производства считали самым главным достижением всей современной культуры.
Западники считают, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, демократию и духовную культуру.
Славянофилы считают, что Россия должна идти своим особым самобытным путем, что русские традиции культурной жизни сами могут быть образцом для подражания.
|
|
Особое место среди теорий русской культуры занимает евразийская концепция Трубецкого. Россия - это мост, связывающий Европу и Азию.
Россия развивает духовность самостоятельно, но находится под влиянием западной и восточной культур, приспосабливая их к потребностям России.
Достоевский считает, что социальная гармония возможна только на основе достижения счастья каждым отдельным человеком. Он предлагал теорию почвенничества: соединение высших слоев общества с великой почвой – русским народом. Добро и зло, существующие в обществе, по его мнению, определяются не культурой или государственным устройством, а зависят от человеческой природы. У каждого есть свобода выбора: выбирать добро или зло.
Философские работы Льва Толстого содержат резкую критику современной западной культуры, которая находится на ложном пути. Она игнорирует интересы простого человека, не улучшает его жизни, служит верхам общества, а не народу, поэтому буржуазная культура бесполезна и не нужна. Он видел смысл жизни в усвоении многовековой народной мудрости и в религиозной вере в учение Христа. Цель человечества-руководствоваться моралью любви и милосердия, непротивления злу насилием.