Культура и цивилизация

1. Историко-философские традиции в анализе культуры

Человека давно интересовали такие вопросы как, что такое культура, как она возникла, в чем ее роль и значение, для существования народов, классов, государств и каждого' отдельного человека. Ответы на эти вопросы давали философы давно, но особое значение они приобрели в середине XIX века. В это время проблема культуры оказалась тесно связана с острыми политиче­скими, социально-экономическими преобразованиями в Западной Европе. В это время из философии Просветительства выделились и определились две противоположные точки зрения на культуру:

1. пессимистическая, которая рассматривает культуру как средство
закабаления человека,

2. оптимистическая, которая считает культуру средством облагораживания
человека.

1-я точка зрения нашла свое выражение в работах Руссо, который рас­сматривал человека как совершенное существо. Человек по своей природе антикультурен, он считает, что культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека. Немецкий философ Ницше также разделяет эту точку зрения. Он считал, что культура создала иллюзорные мечты о гуманизме, свободе, справедливости, благодаря которым могут существовать слабые больные, никчемные люди. Ницше провозгласил свою новую философию сверхчеловека, которая рассматривает нравственность как упадок, а мораль как вмешательство разума, ограничивающее инстинкты человека, поэтому он становится больным. Только сверхчеловек способен отбросить культурные запреты, мешающие ему жить.

Философские взгляды Ницше на культуру были разработаны в филосо­фии психоанализа Фрейда, который считал, что западная культура создается теми людьми, которые не нашли подходящего сексуального партнера и вы­нуждены переключить свою энергию на создание больной культуры Запада.

Одним из основателей оптимистической точки зрения на культуру был немецкий философ Гердер, который утверждал, что в основе прогрессивного развития человечества лежит идея гуманизма, которая отличает человека от других живых существ.

Оптимистическая точка зрения на культуру характерна для представите­лей технической интеллигенции Запада, которая связывала проблемы куль­туры с успехами в области науки и техники. Развитие материального произ­водства считали самым главным достижением всей современной культуры.

Западники считают, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, демократию и духовную культуру.

Славянофилы считают, что Россия должна идти своим особым самобытным путем, что русские традиции культурной жизни сами могут быть образ­цом для подражания.

Особое место среди теорий русской культуры занимает евразийская кон­цепция Трубецкого. Россия - это мост, связывающий Европу и Азию.

Россия развивает духовность самостоятельно, но находится под влиянием западной и восточной культур, приспосабливая их к потребностям России.

Достоевский считает, что социальная гармония возможна только на основе достижения счастья каждым отдельным человеком. Он предлагал теорию почвенничества: соединение высших слоев общества с великой почвой – русским народом. Добро и зло, существующие в обществе, по его мнению, определяют­ся не культурой или государственным устройством, а зависят от человеческой природы. У каждого есть свобода выбора: выбирать добро или зло.

Философские работы Льва Толстого содержат резкую критику современ­ной западной культуры, которая находится на ложном пути. Она игнорирует интересы простого человека, не улучшает его жизни, служит верхам общест­ва, а не народу, поэтому буржуазная культура бесполезна и не нужна. Он ви­дел смысл жизни в усвоении многовековой народной мудрости и в религиоз­ной вере в учение Христа. Цель человечества-руководствоваться моралью любви и милосердия, непротивления злу насилием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: