И участники процесса»)
Цель: ознакомиться с важнейшим механизмом биологического окисления – тканевым дыханием, структурой и локализацией ферментов этого процесса, с механизмами транспорта протонов и электронов по дыхательной цепи, фактором, определяющим направление переноса.
Студент должен знать:
1. В какой роли выступает в процессе тканевого дыхания окисляемый субстрат.
2. Что представляют собой акцепторы-донаторы протонов и электронов в дыхательной цепи, их структуру, последовательность взаимодействия,
3. Чем определяется направление транспорта протонов-электронов; компоненты структуры простетических групп дегидрогеназ, определяющие их способность транспортировать электроны и протоны.
4. Водородтранспортный и электронтранспортный участки дыхательной цепи, множественность форм электронтранспортных компонентов, чем отличаются неаутооксидабельные и аутооксидабельные компоненты.
5. Локализацию энзимов тканевого дыхания, последовательность их расположения во внутренней мембране митохондрии.
6. О свойстве внутренней мембраны относительно Н-ионов, структуру и роль протонного канала.
7. Значение некоторых витаминов в транспорте протонов и электронов.
8. Отличия в механизмах дегидрирования насыщенных, ненасыщенных соединений, спиртов, альдегидов, кетонов и аминокислот.
. Студент должен уметь:
1. о ведущей роли биологического окисления в поддержании энергетического обмена,
2. Опознать по структуре кофермента дегидрогеназ их место в дыхательной цепи.
3. Составить схему локализации и функционирования дыхательной цепи.
4. Изобразить схему того структурного компонента митохондрий, в котором располагаются энзимы дыхательной цепи, указать на схеме элементы протонного канала
5. Уметь изображать структурные формулы важнейших макроэргических соединений живой природы.
6. Показать на фрагментах структурных формул насыщенных и ненасыщенных соединений, спиртов, альдегидов и кетонов ход их дегидрирования.
Студент должен получить представление:
1) о значении нарушений биологического окисления в развитии некоторых патологических состояний,
3) о патологических состояниях, ведущих к нарушению энергетического обмена..
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения т емы:
1) основные положения термодинамики,
2) представления об окислительно-восстановительном потенциале,
3) о принципах определения окислительно-восстановительного потенциала in vitro.