Вопросы
1 Стратегии взаимодействия.
2 Понятие конфликта, динамика развития конфликта.
3 Причины конфликтных отношений.
4 Способы профилактики, урегулирования и разрешения конфликтов.
Термины и понятия
Интерактивная сторона делового общения, конфликтоген, конфликт, конфликтная ситуация инцидент, фрустрация.
Вопросы и задания для самоконтроля
1 Каким образом связаны между собой «действие» и «взаимодействие»?
2 Раскройте содержание понятия «конфликт. Каковы его структурные элементы?
3 Какие типы конфликтов вы знаете?
4 Могут ли конфликты выполнять конструктивные функции?
5 Каковы дисфункциональные последствия конфликта?
6 Выделите и опишите основные группы причин человеческих конфликтов.
7 В каких формах могут осуществляться производственные конфликты?
8 Какие методы управления конфликтом, на Ваш взгляд, являются более эффективными?
Дополнительные вопросы и творческие задания
1 В чем сущность транзакционного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?
2 Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:
а) сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;
б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;
в) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.
3 Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возможностью его разрешения?
4 Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (с помощью преподавателя).
5 Укажите субъектов и участников конфликта, объект, предмет конфликта, а также кратко опишите социальную среду конфликта в следующей конфликтной ситуации:
«Студент долго не посещал консультации руководителя своей дипломной работы. Но вдруг, когда он, наконец, предъявил дипломную работу – сразу полностью готовую – руководитель с удивлением и возмущением узнал в ней свою собственную курсовую работу за 4-й курс, выполненную им лет 20 назад. Преподаватель отказался рекомендовать эту работу к защите. Оказалось, что студент купил эту дипломную работу на одном из сайтов в интернете, которые специализируются на такого рода услугах. «Продавцы» заверили студента, что исследование «почти самостоятельное и основано на последних данных». Студент обратился к заведующему кафедрой, чтобы разрешить конфликтную ситуацию».
6 Какие правила поведения в конфликтной ситуации вы можете взять себе на «вооружение»?
7 Тест «Конфликтная ли Вы личность?».
Темы докладов и сообщений
1 Межличностные конфликты в семье.
2 Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов.
Рекомендуемая литература
Основная
1 Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М., 1995.-142 с.
2 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 206 с.
3 Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-110с.
Дополнительная
1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.–М.:ИНФРА– М, 2000.-224 с.
2 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.-544 с.
3 Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Составитель К.В. Сельченок. – М., Минск, АСТ, Харвест. 2003. -624 с.