Введение. Пьер Тейяр де Шарден, эволюционист № 2 (честь именоваться эволюционистом № 1, несомненно, должна быть отдана Ч

Пьер Тейяр де Шарден, эволюционист № 2 (честь именоваться эволюционистом № 1, несомненно, должна быть отдана Ч. Дарвину), стал в XX столетии одним из самых знаменитых деятелей в области богословия, философии и науки (антропологии). Будучи священником-иезуитом, он отчасти выражал в своих творениях традицию западного латинского богословия, но в гораздо большей степени поражал читателей новизной, смелостью и оригинальностью своих мыслей. Даже руководство Общества Иисусова, членом которого состоял Тейяр, считало его суждения неслыханным и опасным модернизмом. Эволюционистское учение, которое предложил мiру Т. Шарден, представляемое, как христианское, совершенно чуждо и незнакомо в догматическом своем содержании православной святоотеческой богословской традиции. Его мысли противоречат большинству вероучительных положений апостольского Православия.

К традиции русского богословия «христианский» эволюционизм Тейяра не имеет ровно никакого отношения, поэтому на его творчество можно было бы не обращать особого внимания. Но беда в том, что шарденовские еретические мысли оказались весьма притягательными для некоторых богословов модернистского толка и через них проникли в ограду нашей Церкви. Из таких настойчивых пропагандистов идей Тейяра (предложившего даже специальный термин – «тейярдизм») первым следует назвать протоиерея Александра Меня, оказавшего немалое влияние на российскую православную общественность.

Диакон Андрей Кураев весьма метко охарактеризовал о. Александра: «В каждой аудитории он старался быть “батюшкой да ”» [73, с. 81]. Отец Андрей имел в виду, что заводя разговор не только о католицизме или баптизме, но даже о духовной практике йогов или экстрасенсов, о. А. Мень старался не говорить «нет», но весьма часто проявлял неоправданную терпимость даже к откровенно антихристианским учениям и течениям. Однако, в отношении к эволюционизму, и в частности к духовному наследию Тейяра де Шардена, похоже, о. Александр был не просто привычно учтив, но, защищая Тейяра, утверждал свою собственную эволюционистскую точку зрения. После своей трагической кончины прот. Александр Мень оставил целую школу своих последователей и почитателей, которые под видом Православия продолжают сеять плевелы эволюционистского лжеучения.

Ниже мы покажем, что во взглядах Шардена и Меня есть существенные различия. Но без всякого сомнения, о. Тейяр оказал на о. Александра и его духовное становление самое сильное и определяющее воздействие. К книге П. Т. де Шардена «Божественная среда» прот. А. Мень как ответственный редактор написал солидное предисловие, в котором не поскупился на похвалу и высокую духовную оценку «выдающегося ученого и мыслителя» [99, с. V] являющегося к тому же «прямым преемником библейских пророков» [99, с. XX] – Тейяра: «Он – явление в высшей степени значительное» [99, с. V].

Рассмотрим подробнее, прав ли был прот. А. Мень, когда воспевал «светлый облик этого инока-ученого и пророка-гуманиста» [99, с. XXIV].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: