Быть может, удастся прозреть корень эволюционизма, присущего талмудическому прочтению Библии, в следующем. Шрёдер отмечает «наличие в ивритском тексте книги “Бытие” кажущегося излишним слова “эт – Л”» [167, с. 84]. Действительно поразительна своеобразность прочтения каббалистами первого библейского стиха, который они обрубают на самом неожиданном месте – именно после предлога эт. Этот предлог служит грамматическим указателем винительного падежа и является связкой между глаголом «сотворил» и существительными «небо» и «земля». Еврейские мудрецы обрывают фразу таким образом: ЛХ О'П^Х КПП ЛЧ2ЯПП – «В начале сотворил Бог». При этом слова «небо» и «земля», по умолчанию, нарочно, не упоминаются, но зато замечается, что предлог ЛК представляет собой первую и последнюю буквы еврейского алфавита, или иначе говоря весь алфавит от К до Л. Тогда смысл первого стиха книги Бытия окажется таким: «В начале сотворил Бог еврейский алфавит». Далее, как считается, из этих букв был сотворен весь мiр. Такое прочтение, в частности, можно встретить в Каббале, в книге «Сефер Йецира», где в главе 2, 2 постулируется следующее: «Двадцать две буквы: Он начертал их, выбил их, сделал их сочетания и перестановки, взвесил их, и создал ими все созданное и все имеющее быть созданным» [111, с. 200]. В Вавилонском Талмуде, в трактате «Хагига», в этой связи написано: «В начальный момент творения существовал потенциал возникновения всего, что когда-либо будет содержаться во вселенной» [167, с. 84].
|
|
Л.А. Тихомиров приводит пояснение Н. Переферковича к содержанию книги «Сефер Зогар»: «Так как имя есть результат известного сочетания букв, то в конечном счете буквы являются орудиями, при помощи которых создан весь реальный мiр, состоящий из сущностей и форм» [132, с. 219].
В православной традиции ничего подобного встретить невозможно. Мертвые буквы никогда не воспринимались христианами как живое творческое начало бытия мiра. Поистине, буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Евангелие отводит честь творения мiра не буквам еврейского алфавита, а Христу, Единородному Сыну и Слову Божьему – Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).
Для христианина началом и концом бытия является не магическая комбинаторика букв еврейского алфавита, но Сам Христос, неложно сказавший: Аз есмь альфа и омега, начаток и конец (Апок. 21, 6). Иудейская традиция, преломляющая все через призму эволюционистского видения, не позволяет перевести эти слова адекватно с греческого языка на еврейский как «Я есть алеф и тав». Быть может, в частности, по этой причине новозаветное Откровение о воплощенном живом Боге дано человечеству на греческом языке. Христианское мiровоззрение всегда обходилось без предположения эволюционных гипотез, поскольку в творении видело действие Живоначальной Троицы. В иудаизме все ровно наоборот. Приведем суждение об этом Л. А. Тихомирова.
|
|
«Кто же начертал или сотворил мир 32 путями? “Сефер Йецира” перечисляет десять имен Божиих, показывая что это именно Бог Израилев. Но, кроме благочестивых наименований, и в дальнейшем повествовании беспрерывно повторяющихся с прибавлениями “благословенно имя его”, “свято имя его”, ничто не напоминает действительного характера Бога Израилева. В повествовании развертывается какая-то эволюция творения, в которой одни силы и элементы вытекают из других. 32 пути создания состоят в 10 сефирот, “числах невещественных” (то есть абстрактных), и 22 букв еврейской азбуки. Хотя слово “сефирот” и переводится словом “число”, но смысл его не арифметический, а выражает некоторые общие законы бытия. Непосредственно же сефирот – суть, вне сомнения, эманации Божества, вытекающие одна из другой. Их Бог не “начертывал”, не создавал. Они просто факт. Но ими или из них он начертывал, творил. Второй сефирот Бог начертал и выбил 22 буквы. Из третьей сефирот начертал и выбил хаос, из четвертой – престол славы и т.д. Сами же сефирот – не созданы, а суть нечто расходящееся от Бога и совершающее организацию мiра» [102, с. 215].
Для оценки этого учения нет необходимости вникать в его тонкости более глубоко и обстоятельно. Анализ Л. А. Тихомирова убедительно показывает, что «Сефер Йецире» «развертывается какая-то эволюция творения». За буквами и цифрами проглядывает учение эволюционизма, но там нет Христа – а значит нет Истины и нет Спасения.
Подводя итог, сделаем выводы из проведенного нами анализа.
1. Учение Православной Церкви, выраженное Святыми Отцами, не содержит в себе идей об эволюции материи.
2. Учение Талмуда и Каббалы содержит в себе эволюционистское прочтение Священного Писания – в особенности стихи Быт. 1, 2 и Быт. 1, 26.
3. Современные научные эволюционистские теории – «Большого взрыва», эволюции животных видов, становления человека разумного и другие – никак не соотносятся со святоотеческим пониманием библейского Шестоднева.
4. Попытка «примирить» научные теории эволюции с Божественным Откровением приводит к вольному или невольному отрицанию основ Православия, вступает в противоречие с догматами веры и побуждает исследователя склониться к мiровоззрению талмудического иудаизма.
В завершение приведем слова святителя Василия Великого, которыми он закончил свой трактат «Шестоднев»: «Да посрамится Иудей, да увеселяется догматами истины благочестивый; да славится Господь! Ему слава и держава во веки веков. Аминь!» [19, с. 151].
Часть III
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОПОВЕДЬ В АРХАНГЕЛЬСКОМ
СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ