Kaizen - Улучшать и улучшать

Kaizen означает постоянное улучшение статус-кво, благодаря равному участию в этом процессе как руководства, так и простых сотрудников предприятия. Философия этой концепции исходит из того, что наш способ жизни, будь это производственная, социальная или бытовая сфера, требует постоянных улучшений.

Лозунг Kaizen таков - ни дня без улучшений на предприятии. В Японии основное правило менеджмента - соблюдение и улучшение стандартов.

Реализуя концепцию Kaizen, менеджмент должен определить предпринимательскую политику и правила, а также позаботиться о соблюдении установленных стандартов. Если стандарты установлены и соблюдаются, то менеджмент должен приложить все усилия к тому, чтобы их улучшить. Улучшить стандарты означает установить новые. Таким образом, для большинства японских менеджеров процессы соблюдения и улучшения стандартов неразрывно связаны между собой.

Концепция Kaizen означает улучшение статус-кво маленькими шажками в ходе ежедневных усилий. Инновации же, наоборот, предполагают существенное улучшение статус-кво в результате крупных инвестиций в новые технологии или оборудование.

Концепция Kaizen включает в процесс достижения прогресса каждого сотрудника предприятия. Таким образом, каждый отдельный сотрудник в зависимости от объема ответственности получает свое определенное место в иерархии и постоянно участвует в процессе внесения улучшений.

Предпосылкой для реализации концепции Kaizen является распознавание необходимости внесения улучшений, которое в свою очередь начинается с распознавания проблемы. Поэтому, концепция Kaizen является также концепцией решения проблем. С каждой решенной проблемой достигается улучшение. Чтобы сохранить достигнутый уровень, улучшения должны быть стандартизированы. Одним из важнейших инструментов постоянного улучшения является модель «замкнутый цикл управления Деминга» с использованием метода План-Реализация-Проверка-Исправление (Plan –Do-Chek-Action).

Концепция Kaizen имеет и другие инструменты управления, о которых мы здесь не будем говорить.

Концепция Kaizen стимулирует процессно-ориентированное мышление, потому что в соответствии с этой концепцией улучшать следует процессы, а потом ждать результатов. Реализация этой концепции в значительной степени зависит от усилий сотрудников. Концепция Kaizen сильно контрастирует с мышлением большинства западных менеджеров, ориентированных на результат.

Поскольку сущность концепции Kaizen заключается в изменениях, проводимых «мелкими шажками», то в бенчмаркинге они проявляются скачкообразно.

Как уже упоминалось выше, с помощью реинжиниринга можно добиться больших успехов. Однако такой радикальный подход таит в себе много опасностей и рисков:

- Не учитываются все приобретенные ранее знания.

- Отвергаются все процессы, ранее хорошо функционировавшие.

- Из-за реорганизации всего предпринимательского процесса приходится заново работать над достижением прежней позиции в конкурентной борьбе.

- Скорее всего, сотрудники не разделяют философию «новой ориентации», так как изначально не были привлечены к процессу реинжиниринга.

Очевидно, что необходимо искать пути снижения рисков и более полного раскрытия потенциала реинжиниринга.

Инициатором процесса реинжиниринга может быть внутреннее или внешнее сравнение, бенчмаркинг с наиболее успешными подразделениями предприятия или другими успешными предприятиями внутри или вне отрасли. Бенчмаркинг может «подталкивать» проведение реинжиниринга.

Толчок к проведению реинжиниринга

Предпринимательский процесс

Согласование целей

Реинжиниринг Бенчмаркинг

Бенчмаркинг инициирует проведение реинжиниринга

Существуют и другие методы, которые можно рассматривать либо как частные случаи BPR (если в основе этих методов лежит управление процессами), либо как автономные концепции (если они базируются на иных принципах):

Автоматизация бизнес-процессов (business process automation - BPA). Автоматизация приводит лишь к ускорению существующих бизнес-процессов. Используя информационные технологии, BPA автоматизирует существующий процесс со всеми его недостатками и не ставит перед собой задачу проектирования нового процесса для кардинального повышения эффективности.

Реинжиниринг программного обеспечения. На основе современных технологий производит переписывание устаревших информационных систем без изменения самих автоматизируемых процессов.

Уменьшение размерности (downsizing) предприятия. Уменьшение возможностей компании, вызванные снижением требований рынка. BPR, напротив, увеличивает возможности компании.

Реорганизация (reorganizing) предприятия. Данная концепция имеет дело только с организационными структурами, а не с процессами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: