(по Н.С. Лейтесу)
1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.
2. Дети с раннеё умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребёнок может выделяться, значительно превосходить других детей лёгкостью, с какой ему даётся специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усвоить и творчески участвовать в работе.
3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.
|
|
Для одарённого ребёнка характерно:
- раннее овладение речью, быстрое увеличение словарного запаса, его богатство;
- уже в раннем детстве обнаруживается способность распределять внимание.;
- хорошая память рано становится опосредованной речью и связанной с абстрактным мышлением;
- обучаемость, владеет большим объёмом информации, умеет замечать тонкие различия в материале, самостоятельно переносит усвоенное на новый материал;
- использует альтернативные пути для поисковой нужной информации;
- стремление решать трудные проблемы и рассуждать,
- тонкое восприятие происходящего вокруг; и тд.
В отношении к себе и к другим людям, в оценках межличностных связей и отношений одарённый ребёнок характеризуется:
- достаточно реалистическими представлениями о себе (адекватная самооценка);
- уважением к людям, способностью к сочувствию, сопереживанию; склонностью к самоанализу
- готовностью делиться с другими своими вещами и идеями; готовностью вступать в соревнование с другими людьми; развитостью чувства юмора; уверенность в своих силах; обострённое чувство справедливости; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим людям.
Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка. Это – активность и саморегуляция. Малыш отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить её цели, регулировать и контролировать своё поведение, а также способность к волевому усилию. Ребёнок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у ребёнка, - трудолюбие.