Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 16 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.
1. Системный подход. Объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь.
Системный подход строится на следующих принципах:
процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
проблему рассматривают как целое, систему, выявляют последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
выявляют и анализируют возможные альтернативные пути достижения цели;
цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
восходят от абстрактного к конкретному;
|
|
предполагается единство анализа и синтеза, логического и исторического;
выявляют в объекте разнокачественные связи и их взаимодействие.
2.Комплексный подход. Учитываются технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, их взаимосвязь. Если упустить один из аспектов, проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологично не уделяют достаточного внимания, поэтому эти орудия становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации существующих редко учитывают социальные и психологические аспекты.
3.Интеграционный подход. Нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
стадиями жизненного цикла объекта управления;
уровнями управления по вертикали;
субъектами управления по горизонтали.
Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы. Интеграция отдельных подсистем и компонентов системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей между ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конкретные показатели функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.
|
|
Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивает формирование единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям маркетинга, научно-исследовательских работ, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения на рынке, эксплуатации, утилизации. Согласованность дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность ресурсозатрат.
Углубление интеграции по вертикали достигается объединением мелких организаций для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, сложного оборудования hit. д. Кроме того, на базе унифицированных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и организациями в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. д. Подобная интеграция позволяет ускорить ввод в действие и улучшить контроль за выполнением новых нормативно-правовых актов, внедрение достижений научно-технического прогресса и т. д.
4. Маркетинговый подход. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач. Приоритеты здесь следующие:
повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;
экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;
экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, умелого менеджмента.
5. Функциональный подход. Потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создается несколько альтернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, в результате иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.
При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить его структуру, принципы работы и т. д.
6.Динамический подход. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и Co-подчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).
7.Воспроизводственный подход. Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементы воспроизводственного подхода следующие:
применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;
трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;
пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона);
интеграция крупных организаций науки и производства в рамках комплексного объединения.
8. Процессный подход. Рассматривает функции управления как
взаимосвязанные.
Процессный подход широко применяется на практике. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Фай-олю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, предполагающая возможность влияния на подчиненных таким образом, чтобы они действовали в направлении достижения целей.
|
|
9. Нормативный подход. Устанавливаются нормативы управления по всем важнейшим элементам подсистем менеджмента:
целевой (параметры рынка, показатели качества и ресурсоемкое™ товара, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);
функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования труда);
обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения целей и задач, эффективности использования различных видов ресурсов в целом по организации). Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу применения.
Элементами внешней среды организация не управляет, но она должна иметь соответствующий банк нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические), принимать участие в развитии системы этих нормативов. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля.
10.Количественный подход. Заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно не только словами, но и цифрами.
|
|
11.Административный подход. Состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.).
12.Поведенческий подход. Оказывается помощь работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. Основная цель такого подхода — повышение эффективности деятельности организации за счет улучшения использования трудовых ресурсов. Правильное применение науки о поведении способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
13.Ситуационный подход. Основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и во внешней среде, нет единого способа управления объектом. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним.
Ситуационный подход — это не набор предписываемых рекомендаций, а способ мышления. В нем сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям, однако специфические приемы, используемые руководителями для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
14.Предпринимательский подход. Основан на системе взглядов на управление, в основе которой — представление об организации как сообществе предпринимателей, ориентированных на непрерывный поиск новых возможностей для самоадаптации организации, работающей в условиях нестабильной и неопределенной внешней среды. Предпринимательский подход означает проявление инициативы, самостоятельности, способность взять на себя риск и ответственность при создании чего-то нового, генерацию идей, изыскание возможностей для их осуществления и организацию выполнения.
15.Стратегический подход. Это концепция управления, в основе которой лежат разработка и реализация стратегии. Позволяет прогнозировать изменения окружающей среды и подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать возможности, избежать или минимизировать влияние внешних угроз. Стратегический подход включает формулирование миссии организации, определение ее целей, проведение стратегического анализа, разработку и реализацию стратегии, стратегический контроль.
16.Творческий подход. Базируется на совокупности приемов, характеризующих отношение к управлению как к созидательному процессу. Проявление творческого подхода — это поиск нетрадиционных решений, использование новых методов, разработка собственных оригинальных приемов. Творческий подход предполагает генерацию идей, разработку и оценку альтернатив, умение заимствовать оригинальные идеи из других сфер, чужой опыт ииспользовать их в управлении организацией. Основа творческого подхода — воображение, интуиция, фантазия, гибкость мышления, восприимчивость к новым идеям, умение осмыслить накопленный опыт.