18. Источники и литература:
1. Byzantine art in the Collections of Soviet Museums. – L.: Aurora, 1977.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1989.
3. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XXвв. – М.: Московский рабочий, 1992.
4. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Репринт с изд. 1899. – СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1994.
5. Жития святых Димитрия Ростовского и др. издания житий святых
6. ЖМП, 1987, №6. – с. 71.
7. Журавлев В., проф. Похвала Кириллу и Мефодию. - // -С.15.
8. Задворный В. История Католической Церкви в России. – М., 1995.
9. Илларион. Слово о Законе и Благодати. – М.: Столица, 1994.
10. История русского искусства. Т. II. – М.: Издательство АН СССР, 1955.
11. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. – М.: Наука, 1991.
12. Киево-Печерский Патерик
13. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М.: Издательский отдел МП, 1993.
14. Куйбышева К.С., Сафронова Н.И. Альбом по истории СССР. – М.: Просвещение, 1967.
15. Лебедев Лев, протоиерей. Крещение Руси. – М., 1988.
|
|
16. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. - Кн.I. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
17. Малая история искусств: Искусство Средних веков. – М.: Искусство, 1975.
18. Марков А. Сношения Ватикана с княжеской Русью. - //Русская мысль. – Париж, 1951.22.08.
19. Новак Г., протоиерей. Православие в Чехословакии. - //ЖМП, 1974, №4. – с.51.
20. Пигарев Е. Католические миссионеры в Золотой орде. -// Согласие, сентябрь, 1999.
21. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237гг.). – СПб.: Византиноросика, 1996.
22. Православные русские обители. – Репринт, - СПб., Воскресение, 1994.
23. Русская Православная Церковь: Очерки истории, IX-XIXвв. Вып. 1. – М.: Издание МП, 1988.
24. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987.
25. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. – М.: Педагогика, 1987.
26. Святая Русь, или всенародная история… сост. К. Соловьевым. – М.: Современник, 1994.
27. Сергий, митрополит Одесский. -// Голос Родины, 1987,№ 8.
28. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Репринт. – М., 1904.
29. Скурат К.Е. История поместных православных церквей. Ч.2. – М.,1994.
30. Тальберг Н. История Русской Церкви. – Ч.1. - Репринт. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
31. Толстой М.В. История Русской Церкви. – Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.
32. Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность», Москва, 11-18 мая 1987. – М.: Издательство МП, 1989.
33. Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. – М., 1914.
34. Экономцев Иоанн, игумен. Православие, Византия, Россия. – М.: Христианская литература, 1992.
|
|
[1] Лебедев Лев, протоиерей. Крещение Руси. – М., 1988. – с.2.
[2] Там же. – С.2.
[3] Там же. – С.52.
[4] Новак Г., протоиерей. Православие в Чехословакии. - //ЖМП, 1974, №4. – с.51.
[5]См.: Скурат К.Е. История поместных православных церквей. Ч.2. – М.,1994. – с.213 – 214.
[6] Журавлев В., проф. Похвала Кириллу и Мефодию. - // -С.15.
[7] Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. – М., 1914. – с.772.
[8] Сергий, митрополит Одесский. -// Голос Родины, 1987,№ 8.
[9] Монофелитство (единая воля) – разновидность монофизитской ереси, окончательно осуждена на VI Вселенском соборе (680-681). Возникла в связи с попыткой императора Ираклия найти компромисс с персидскими епископами.
[10] В конце VIIв. Среди восточных славян образуются племенные союзы с центрами в Киеве и Новгороде. В 790г. князь Бравлин Новгородский с дружиной совершил разбойный набег на византийские владения в Крыму от Херсонеса до Керчи, захватил Сурож, где позднее принял крещение и вернул добычу Церкви. - Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. – М.: Педагогика, 1987; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1989. – с.82.
[11] Цит. по Лебедев. Ук. Пр. – с.53.
[12] Христианский богослов, философ, род в Александрии, Египет (около185-254гг.).
[13] Знаменитый богослов, философ, род. В Карфагене около 160г., получил юридическое образование, был пресвитером, умер после 220г.
[14] Цит. по Лебедев. Ук. Пр.
[15] Цит. по: Макарий (Булгаков). Ук. Произведение.
[16] Очевидно, Аскольд и Дир совершили не один поход, а два в 860 и 866/67гг.
[17] Макарий (Булгаков). Ч. 2.
[18] Родной брат Георгия и Ефрема, с которыми служил у Ростовского князя св. муч. Бориса.
[19] В 1097г. кн. Давид и Киевский князь Святополк ослепили, вероломно пригласив к себе, Теребовльского кн. Василько.
[20] Валаамский монастырь находится на южном берегу одноименного острова, одного из самых больших на Ладожском озере. Остров вместе с более 40 мелких островов составляют т.н. Валаамский архипелаг.
[21] См.: Православные русские обители. – Репринт, - Спб., Воскресение, 1994.– с.104.
[22] Миссия Бонифация большого успеха не имела. По его собственным словам, ему удалось крестить всего около 30 печенегов. – См.: Марков А. Сношения Ватикана с княжеской Русью. - //Русская мысль. – Париж, 1951.22.08.
[23] Там же.
[24] Гуго Великий в 1098г. выполнял посольскую миссию к Константинопольскому императору Эммануилу I Комнину.
[25] См.: Задворный В. История Католической Церкви в России. – М., 1995.
[26] Известия о монгольских завоеваниях устрашали Европу. Папа Григорий IX вел переговоры с европейскими монархами о возможном отражении завоевателей. Папа Иннокентий IV в 1245г. отправил к ним духовную миссию из францисканце, среди которых были Бенедикт из Польши и Стефан из Богемии; во главе с Карпини, уроженцем Перуджи, близко знавшим самого Франциска Ассизского. Осенью 1247 года миссия вернулась в Лион с ответом хана Гуюка. В 1253г. французский король Людовик IX отправил новую миссию к монголам, имевшую целью возможность заключения союза с ханом против ислама. Во главе стоял францисканец, уроженец Фландрии Гильом Рубрук. Подготовка экспедиции велась в Константинополе, затем на корабле перебрались в Крым, потом, перейдя Перекоп, через южнорусские степи монахи достигли ставки хана Сартака. После прибыли на Волгу в Сарай к хану Батыю и затем отправились в Каракорум к Мункэ-хану в Монголию. Рубрук вернулся в Европу в 1255г.
[27] См.: Пигарев Е. Католические миссионеры в Золотой орде. -// Согласие, сентябрь, 1999.
Возможно, католический монастырь был и в Сарае. – См.: Там же.
[28] Цит. по: Пигарев Е. Католические миссионеры в Золотой орде. -// Согласие, сентябрь, 1999.