Характеризуется кратной переэкскавацией вскрышных пород в выработанном пространстве и применяется при недостаточных параметрах оборудования или при увеличении мощности вскрыши. При этом порода не может быть размещена экскаватором за пределами транспортной площадки в выработанном пространстве и частично или полностью подваливает добычной уступ. Для освобождения добычного уступа и транспортной полосы от навла породы часть вскрыши переэкскавируется и укладывается в нижний и верхний ярусы отвала. Для переэкскавации породы применяются драглайны, расположенные на рабочей площадке отвала, для чего нижний ярус отвала планируется переэкскавацией породы из треугольника с1’d.
Объем переэкскавации при создании рабочей площадки в отвале зависит от схемы установки драглайна на отвале (высоты предотвала Нпр.
Объем переэкскавации (Vп) при одном и том же оборудовании возрастает с увеличением мощности разрабатываемой вскрыши, однако эффективность усложненной бестранспортной системы при различных технологических схемах зависит не от абсолютного объема переэкскавации породы вскрыши, а от относительного.
|
|
Относительный объем переэкскавации вскрышных пород, т.е. переэкскавируемый объем, приходящийся на единицу объема породы в пределах вскрышной заходки называется коэффициентом переэкскавации и выражается формулой:
- объем породы в целике вскрышной заходки;
- коэффициент разрыхления;
- коэффициент переэкскавации.
Обычно коэффициент переэкскавации меньше единицы. В отдельных случаях порода на отвале подвергается переэкскавации несколько раз (при >1).
Коэффициент переэкскавации имеет определенный предел экономической целесообразности и определяется сопоставлением со стоимостью транспортирования породы во внутренние отвалы по формуле:
где и - себестоимость разработки 1 м 3 вскрыши соответственно при транспортной и бестранспортной системам, руб.
Технологические схемы бестранспортной системы различаются в зависимости от типа вскрышных экскаваторов, схем их размещения на уступе или отвале и порядка отработки вскрышной заходки.