В соответствии с законами Российской Федерации от 26 июня 1991 г. “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, от 4 июля 1991 г. “Об иностранных инвестициях”, Постановлением Правительства от 20 июня 1993 г. “О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов в строительстве” все проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий в РФ подлежат государственной экспертизе.
Основной проектной стадией, подлежащей государственной экспертизе, является ТЭО строительства.
Порядок проведения государственной экспертизы утвержден Постановлением Госстроя России от 29 октября 1993 г. № 18–41.
Экспертиза бизнес-плана, как правило, начинается после встречи с реципиентом (предпринимателем), в ходе которой одни вопросы могут быть сняты, а другие, напротив, могут возникнуть. После подведения итогов встречи необходимо заняться изучением документов, т. е. бизнес-планов и приложений к нему. Эту процедуру рекомендуется проводить по следующей схеме:
|
|
- определение характеристик компании-заявителя и отрасли, где она действует;
- оценка условий инвестиционного соглашения;
- анализ баланса за отчетный год и текущих балансов;
- оценка руководящей команды компании-заявителя;
- выявление особенностей проекта;
- общий анализ бизнес-плана.
Определение характеристик компании-заявителя
и отрасли, где она действует
Приступая к анализу первого этапа, эксперт должен прежде всего понять, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных, т. е. поддерживаемых Правительством или обеспечивающих инвесторам значительные прибыли. Если нет, то, скорее всего, заниматься дальше этим документом просто бесполезно. Если же бизнес-план намечается реализовать в отрасли, входящей в диапазон интересов компании-инвестора, то необходимо оценить, каково положение дел в этой отрасли. Составив общее представление об отрасли, необходимо определить, как выглядит компания-заявитель на фоне этой отрасли. Для этого анализируются: динамика продаж за отчетный год, прибыли или убытки, доля рынка, рыночная стоимость компании-заявителя, уровень используемой технологии, качество выпускаемой продукции и т.д.