Многие различают два типа мифа:этиологический и этимологический,к которым сводится почти все многообразие мифологических текстов. Первый, этиологический миф рассказывает о том, как и почему возникло то или иное явление, то или иное животное, наконец, сам человек. Само появление нашего мира может быть объяснено в мифе. В начале может, к примеру, существовать некоторое космическое яйцо, из двух половин которого рождаются небо и земля. Так же в мифе объясняется и появление человека. Очень часто боги творят его из какого-нибудь "подсобного материала" - глины, дерева и т.п. Человеку даются орудия труда и знания, необходимые ему в его повседневной жизни. Чаще всего это результат деятельности некоторого мифологического существа.
Этимологический же миф повествует о том, почему данное явление, животное или человек называются именно так, а не иначе. Вспомним юношу Нарцисса, увидевшегося в ручье свое отражение и умершего от любви к нему. После него появился цветок, называющийся так же, как и юноша - "нарцисс". В определенном смысле этиологический и этимологический мифы совпадают, потому что название объекта само - согласно мифологическому сознанию - уже содержит в себе его сущность, а назвать предмет означает овладеть его сущностью. Поэтому во многих культурах настоящее имя человека обычно скрывается, поскольку знающий его может нанести вред обладателю данного имени.
|
|
Здесь можно заметить, что мы опять-таки подошли к мифу как к некоторому тексту, в котором что-то сообщается и что-то разъясняется. Но, как оказалось, этого мало.