Ценовая дискриминация: сущность и виды

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это возможно при следующих предпосылках: 1) если продавец обладает достаточно высокой степенью мо нопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; 2) если можно сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; 3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Цены могут различаться: в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.)101. Выделяют несколько видов ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная) относится к случаю, при котором монополист способен устанавливать разную цену для каждой отдельной единицы предлагаемого товара. Ценовая дискриминация первой степени: продажа каждой единицы блага по ее цене спроса (рис. 55).

Рис. 55. Ценовая дискриминация первой степени

Первая единица блага будет продана первому покупателю по цене Р1 - самой высокой возможной цене при существующих условиях спроса. Вторая единица будет продана второму покупателю по цене Р2,третья - третьему по цене Р3 и т.д. По существу, монополист движется вдоль линии рыночного спроса к точке А, где последняя единица блага продается по цене Р*. Поскольку каждая единица блага продается покупателю по наивысшей цене из возможных, то на таком рынке не образуется излишка потребителей: весь излишек поступает производителю. В результате производитель не склонен ограничивать выпуск, как бы он сделал в стандартных условиях чистой монополии. Рыночному равновесию соответствует точка пересечения кривых спроса (D) и предельных издержек (МС), тем самым объем выпуска будет точно таким же, что и при условии чистой конкуренции. Однако принципиальным различием между совершенной дискриминацией и чистой конкуренцией является то, что покупатели полностью лишаются своего потребительского излишка, который полностью присваивается монополистом102. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима.

Ценовая дискриминация второй степени используется при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества, в котором он закупается. Такая ценовая политика широко применяется прежде всего в оптовой торговле103. На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму различных скидок: 1) скидки на объем поставки (чем больше заказ, тем выше скидка к цене); 2) кумулятивные скидки (сезонные билеты на железной дороге дешевле разовых); 3) ценовая дискриминация во времени (разные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино) и т.п104.

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что в основе ее лежит не различие цен спроса на отдельные экземпляры (или партии) товара, как при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (сегментация рынка)105.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: