Обманчивый опыт

В результате предположений, связанных с нашим восприятием, мы приходим к тому, что вырабатываем стереотипы друг о друге, идеи, которые могут быть ложными. Много лет назад, направляясь из Лондона в Сомерсет, я остановился в шумном придорожном кафе. Вскоре после того как я сделал заказ, человек, которого я не могу описать никак иначе, кроме как огромнейший и страшнейший на вид громила, подошел и сел за соседний столик. Когда он оглянулся, чтобы позвать официантку, я увидел, что на его жилетке сзади были написаны слова «Ангелы ада». Он сделал заказ, быстро встал и исчез в туалете. Пока он был там, в кафе вошла небольшая группа из пяти явно уважаемых пожилых мужчин в рубашках – членов крикетного клуба. Единственным местом, куда они могли сесть, был тот большой стол, на который уже подали заказ сбежавшего в уборную чудовища. Компания спросила у официантки, не сидит ли кто‑то уже за столом, она ответила: «Да, здесь уже занял место один джентльмен, однако я уверена, что он не будет возражать, если вы присоединитесь». Обрадованные крикетисты сели за стол. Это может звучать жестоко, но я не мог дождаться реакции на лицах этих пяти пожилых мужчин, когда они увидят того, кого официантка назвала джентльменом.

Когда он вернулся, я не был разочарован! Увидев колоссальных размеров существо, которое стало приближаться, компания разом, без какого‑либо сигнала, вскочила, задвинула стулья и пересела за другой стол – как можно дальше.

Позавтракав, мой «ангел ада» неожиданно извлек газету The Times и занялся почти законченным кроссвордом. Заметив, что я смотрю на него, он улыбнулся мне и мягким, хорошо поставленным голосом сказал: «Кроссворды – это небольшая война в понедельник утром!» Мы продолжили разговор, и выяснилось, что, отучившись в Оксфорде, он отправился путешествовать, в конце концов приехал в Руанду, где среди прочего работал с жертвами противопехотных мин. Он был одним из наиболее интригующих людей, которых я когда‑либо встречал, незабываемый, удивительный характер. Он стал моим вдохновением для создания «парня‑ананаса» – героя одной из моих книг – усеянного колючками снаружи, но совсем другого внутри. Как же мы можем ошибаться!

Адриан

Прежде чем мы продолжим, я задам вам быстрый вопрос. Когда вы думаете о ветровой электростанции, какая картинка приходит вам в голову? Это что‑то из области чего‑то чистого, натурального, позитивного и безопасного или чего‑то искусственного, монстроподобного, шумного и вредоносного? Наши ассоциации с таким понятием, как ветровые электростанции, могут привести к различным предположениям, которые поляризуют наши мнения – однажды сформированные, они могут заставить нас закрыть глаза на правду.

Итак, какое отношение все это имеет к наведению порядка у себя в голове? Это все о том самом зазоре между восходящими и нисходящими механизмами. Именно там совершается ошибка. Но там же и рождается творчество. И чем лучше вы понимаете причуды и недостатки этого зазора, тем меньше вы будете неправильно интерпретировать ситуации и лучше понимать тех, кто все‑таки ошибается.

Мы знаем, что информация из окружающего мира активно обрабатывается в различных участках мозга (смотрите рисунок «карта метро» мозга), чтобы создать образ того, что мы видим (Визуальная линия), слышим (Аудиальная линия), чувствуем (станция Органы обоняния), трогаем (Соматосенсорная линия) и едим (вкусовая кора). Эти самостоятельные, но взаимосвязанные области вместе выполняют хорошую работу, суммируя все, что происходит в мире, и помогая нам ориентироваться в нем.

Учтите потрясающую сложность вызовов, которые встречает ваша затылочная доля в ситуации, когда должна создать в воображении убедительный 3D‑виртуальный мир на основе множества 2D‑детекторов излучения в задней части ваших глазных яблок. Вы только представьте себе, какие технические трудности могут возникнуть при восприятии звучания оркестра из 80 инструментов из множества вариаций давления в воздухе или какой хорошей настройки должны быть сенсорные аппараты, чтобы суметь выделить конкретный вкус из вашего блюда, в котором может быть бесконечное множество ингредиентов.

Однако не ждите стопроцентной точности. Чувства могут обмануть вас. Люди, которые слишком сильно полагаются на свои ощущения, могут прийти к тому, что сложат неверное представление о ситуации и будут выглядеть и чувствовать себя весьма глупо. Помимо этого мозг постоянно делает предположения, что может встретиться нам, а что нет, в любых конкретных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: